Найти в Дзене
Oldfag TV

«Сокол и Зимний Солдат» доказывает, что Тони Старк в «Противостоянии» был не прав

Оглавление

Сериал «Сокол и Зимний Солдат» демонстрирует жизнь супергероев киновселенной Marvel после победы над Таносом, но двуличность правительства доказывает, что Тони Старк был не прав в своих убеждениях в фильме «Первый Мститель: Противостояние».

Сериал «Сокол и Зимний Солдат» негласно выбирает победителя дебатов, развернувшихся в картине «Первый Мститель: Противостояние» (Captain America: Civil War) — и это Стив Роджерс, а не Тони Старк. Сюжет фильма «Первый мститель: Противостояние» рассекает разделительной линией ландшафт марвеловской киновселенной. Когда количество громких инцидентов, вызванных безрассудством супергероев, становится слишком большим, мировые власти вводят правовые рамки для всё возрастающего числа мстителей, наводняющих улицы. Появившиеся в результате Соковианские соглашения, или Аккорды Соковии (названные по имени вымышленного восточно-европейского государства, уничтоженного Альтроном), сделали супергероев подотчетными властям Объединенных Наций, введя контроль, ответственность и легитимность для Мстителей.

Одержимый чувством вины как создатель Альтрона, Тони Старк возглавил поддержку Соковианских соглашений. В этом его поддержали Воитель (War Machine), Вижн, Человек-Паук и многие другие. Тем не менее, Стив Роджерс выступил против. Проблема Капитана Америка с соглашениями заключалась в том, что они создавали не дополнительную подотчетность (Стив обычно любит действовать по своду правил), а дополнительные ограничения.

Стив предвидел ситуацию, в которой супергерои будут ограничены правилами, не в силах помочь людям так быстро и эффективно, как они это делают обычно. Имея непосредственный опыт контакта с нацистами, Стив также высказывал опасения насчёт передачи такого объёма контроля органам власти. Может быть, Стив и был Капитаном «Америка», но он считал, что Мстители будут заслуживать большее доверие, если не будут получать приказы от официальных лиц.

MCU ни разу не дала однозначный ответ на вопрос, кто же из Мстителей прав. Стив победил в сражении с Железным Человеком, но проиграл битву против ратификации Соковианских соглашений в статусе закона. Затем появился Танос, и у всех возникла одна большая проблема с межгалактическим инопланетным полководцем. Однако, похоже, что «Сокол и Зимний Солдат» наконец решил выбрать определенную сторону, посмертно унизив Тони Старка.

Подробней о сериале тут:

Сокол в лице Сэма Уилсона — это именно то, чем должны были стать Соковианские соглашения

-2

В начале сериала Сэм Уилсон представляет собой более-менее идеальную модель реализации Соковианских соглашений на практике. Сам по себе закон не упоминается, однако Сокол выполняет роль наёмного работника правительства США, работая рука об руку с военными. Во время открывающего сражения с Батроком Торрес предупреждает Сэма о том, чтобы тот не входил в ливийское воздушное пространство. Это чётко очерчивает пределы возможностей супергероев в кинематографической вселенной Marvel на настоящий момент.

Давным-давно Мстители не обратили бы особого внимания на государственные границы или вражеские территории, однако теперь Соколу необходимо выполнить поставленную задачу в рамках установленных правительством параметров. Сокол всё ещё является «свободным агентом», но только до тех пор, пока не станет активным членом вооружённых сил, как Джон Уокер или Бэтлстар. Когда Сэм отправляется на задания, он является полностью уполномоченным представителем Дяди Сэма (то есть США).

К лучшему или к худшему, но это точно отражает то, чем должны были стать Соковианские соглашения — супергерои, подчиняющиеся вышестоящему командованию. Сокол получает приказы от военных и несёт ответственность за любое безрассудство или неправильные действия во время выполнения задания. Может, эта система и не идеальна, но это живой пример того, что Соковианские соглашения работоспособны. Если бы намерения законодателей были оправданы, этого должно быть достаточно для властей — и всё же, как и предсказывал Стив Роджерс, это не так.

Капитан Америка в лице Джона Уокера доказывает, что Стив Роджерс был прав

-3

Вместо того, чтобы довольствоваться тем, что такие, как Сокол, наконец-то переступают черту, правительство лжёт Сэму и забирает его щит. Полагая, что фирменное оружие Капитана Америки останется в Смитсоновском музее, Сокол чувствует себя обманутым, когда включает телевизор и видит щит в руке Джона Уокера. Это доказывает две вещи: во-первых, правительства никогда не удовольствуются тем, что внештатные супергерои соглашаются с их правилами — они хотят прямого контроля и командования над личностями с суперспособностями.

Во-вторых, сомнительный способ отнять щит у Сэма доказывает, что Соковианские соглашения никогда не были предназначены только для подотчётности и надзора — закон был мерой, направленной на постепенное свертывание деятельности неподконтрольных супергероев и замену их на лояльных последователей, таких как Джон Уокер, которые представляют собой совершенно иной набор идеалов.

По сюжету фильма «Первый мститель» Стив Роджерс начинает свою карьеру супергероя как прославленная пропагандистская машина. Вместо того, чтобы уничтожать нацистов и участвовать в военных действиях Америки, Стив занимается тем, что бьет актеров и танцует с танцовщицами. Устав быть марионеткой, Стив решительно меняет ситуацию и становится закаленным в боях героем войны. Увы, изначальное предназначение Кэпа возрождает Джон Уокер. В «Соколе и Зимнем Солдате» Уокер раздает автографы, выступает на ток-шоу и посещает парады. Он не Стив Роджерс, а скорее Патриот/Хоумлендер из «Пацанов».

Когда Капитан Не-Америка наконец включается в экшн, это происходит в борьбе с группировкой «Разрушителей Флагов». Но, как предполагает Сэм Уилсон во время восхитительно трудной поездки четвёрки героев в аэропорт, возможно, миссия Уокера не настолько благотворительная, как может показаться. «Разрушители Флагов» — определённо злодеи, но Уилсон в то же время осознает, как Щелчок Таноса привёл к росту неравенства. С другой стороны, Уокер и Бэтлстар прославляют Глобальный Совет по Репатриации и клеймят «Разрушителей Флагов» как дестабилизирующий фактор. Так их задачей является остановить отступников-террористов или всё же подавить политическое восстание?

Это именно та компромиссная этическая позиция, к которой, по мнению Роджерса, могли привести Соковианские соглашения. Наблюдая, как Сокол влетает в бой в первом эпизоде сериала, Тони Старк, возможно, не упустил бы шанса позлорадствовать над тем, как гладко взаимодействовали правительство и Мститель. Но с появлением Джона Уокера даже великий Железный Человек признал бы свою ошибку.

Исайю Брэдли предали

-4

Будь он ещё жив, Тони Старк мог бы списать ошибочное введение Джона Уокера на «детские болезни», связанные с улаживанием новой динамики в отношениях между супергероями и правительствами. К несчастью для него, появление в «Соколе и Зимнем Солдате» Исайи Брэдли раскрывает долгую и сложную историю. Брэдли — супер-солдат, созданный по подобию Капитана Америка и сражавшийся за армию США в 1950-х. Однако вознаградили ли Брэдли после службы своей стране и победы над Зимним Солдатом «Гидры»? Назначили ли его официальной заменой Стиву Роджерсу? Не совсем. Согласно его собственным словам, собственная страна бросила его в тюрьму и проводила над ним эксперименты до тех пор, пока «Гидра» (которая на тот момент уже интегрировалась в ЩИТ (S.H.I.E.L.D.)) не добралась до него. После освобождения никто не слышал о том, что делал Исайя. Даже Стив Роджерс не знал о своём «брате по сыворотке», и теперь Брэдли, сохраняя анонимность, доживает свои дни в захудалой квартирке.

Сериал продвигает идею, что в основе такого отношения к Брэдли лежала расовая мотивация. Именно из-за отношения к чернокожим в Америке 1950-1960-х годов Брэдли превратили в подопытного кролика, а затем забраковали, из-за чего он так и остался неизвестен широкой публике. История Исайи доказывает, что правительство и супергерои сочетаются друг с другом так же, как масло и вода. До «Сокола и Зимнего Солдата» казалось, что «уроки были усвоены» после Стива Роджерса. Но это был очевидный абсурд, так как военные пошли на ещё большие низости в погоне за разработкой супер-солдат. Если бы Тони Старк знал о создании и тюремном заключении Исайи (а пока нам не сказали иное, следует предполагать, что он не знал), то Железный Человек, может быть, и не решился бы так быстро подписать Соковианские соглашения и передать контроль над штаб-квартирой Мстителей Вашингтону.

С Соколом обходятся безобразно

-5

После втягивания Стива Роджерса в пропагандистскую машину и тыкания Исайи Брэдли иголками в течение многих лет наверняка ведь отношения правительства с супергероями в сегодняшней киновселенной Marvel улучшились, правда же? По всей видимости, нет, так как карьера Сокола как государственного «подрядчика» начинается не самым гладким образом. В первом эпизоде сериала Торрес отмечает, что сочетание технологий Старка и множества IP-адресов делает возможность взломать Redwing практически нереальной. Однако уже во втором эпизоде благодаря Бэтлстару мы видим, что военные вполне себе используют проверенный дрон Сокола для того, чтобы найти его самого, аналогично функции обнаружения потерянного телефона.

Больше, чем факт отслеживания, беспокоит то, что сам Сокол об этом не знает.

В своей поддержке Соковианских соглашений Тони Старк видел мир, где супергерои будут отправляться на санкционированные миссии, но именно Стив Роджерс спорил с этим, утверждая, что потенциал для государственных перегибов в этом случае становится слишком велик. Тайное отслеживание супергероев точно относится к категории «перегибов»: государство может эффективно следить за любыми перемещениями Сэма и, вероятно, даже подслушивать его разговоры через микрофон в Redwing. В крайнем случае, думается, военный хакер может использовать Redwing для того, чтобы вывести Сокола из строя, если тот по каким-то причинам вздумает снова взбунтоваться.

Может быть, Сэм и простил бы это вторжение в его личную жизнь, если бы его усилия вознаграждались более честно. Премьерный эпизод «Сокола и Зимнего Солдата» демонстрирует, как семье Уилсона безжалостно отказывают в займе — но не раньше, чем банкир попросит Сокола попозировать для селфи с ним. Как подрядчик, Сокол получает оплату за свои миссии, но есть что-то противное в том, что ему отказывают в финансовой помощи после того, как он натурально спас вселенную. Опять же, здесь есть нечто большее, чем намек на институциональный расизм, но компромиссом при подписании Соковианских соглашений должна быть, по крайней мере, финансовая безопасность. Вероятно, Тони Старка это не волновало, но для таких, как Сэм Уилсон, играющих по правилам правительства только для того, чтобы к ним относились с подозрением банкиры, полицейские и т.д., это доказывает, что Соковианские соглашения всегда были направлены против супергероев.

В то время как Стив Роджерс предвидел многие из вопросов, поднятых «Соколом и Зимним Солдатом», Тони Старк был слишком ослеплен своей виной, чтобы предсказать эти потенциальные опасности.

Понравился пост? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и заходите к ВК, Telegram и твиттер и инстаграм Oldfag TV — пожалуй, лучшего авторского блога о кино в рунете.