Московские ворота — одно из известных архитектурных сооружений города Пушкина, возведенное в память о победе Русской армии в Отечественной войне 1812 года. Сегодня я предлагаю вам заглянуть в кордегардии ворот и познакомиться с музеем, который в них разместился.
Знакомство начнем с северной кордегардии (она на фотографии слева). Здесь и касса, и начало осмотра.
Экспозиция в первом зале рассказывает о городской заставе, существовавшей на месте Московских ворот с 1797 года. По указу Павла I при въезде в Царское Село построили деревянную караулку, две будки да шлагбаум. В будках дежурили гвардейцы инвалидной роты, они же поднимали и опускали шлагбаум, записывали сведения о путниках в специальный журнал, проверяли "подорожные".
В "подорожных" указывалась цель поездки, сведения о перевозимых грузах, условия предоставления экипажа и лошадей. С образцами подорожных документов XIX века можно познакомиться в одной из витрин.
Путешествие в те времена было занятием довольно хлопотным. В пути очень многое зависело от ямщика. Представить, как он выглядел, поможет небольшая фигурка за стеклом.
Через Московскую заставу проходили все экипажи, следовавшие из Москвы в Царское Село и в обратном направлении. В феврале 1826 года через нее въезжала траурная процессия с телом императора Александра I.
На втором этаже северной кордегардии, куда ведет металлическая лестница, сейчас работает выставка "Образы памяти".
На ней представлены графические портреты ветеранов Великой Отечественной войны — жителей Пушкина, выполненные художником Владиславом Степановичем Кетовым к 40-летию Победы.
По неизвестной причине портреты не были востребованы, и в 2019 году художник подарил их Историко-литературному музею города Пушкина (музей "Московские ворота" является его филиалом).
На выставке — лишь часть работ. Некоторые из портретов атрибутированы, сопровождаются краткой биографией ветерана и копиями наградных листов, некоторые обозначены как "портрет неизвестного ветерана".
Для продолжения осмотра в сопровождении сотрудницы музея перехожу к южной кордегардии. На улице, укрывшись за одной из колонн от шума автомобилей, слушаю рассказ аудиогида о постройке Московских ворот.
Их возвели на месте городской заставы в 1831 году. К тому времени деревянную караулку за ветхостью разобрали. Автор проекта Московских ворот — архитектор Василий Максимович Горностаев. Чугунная решетка выполнена по рисунку архитектора Василия Алексеевича Глинки на заводе Карла Грейсона.
Московские ворота продолжали выполнять функцию городской заставы до 1856 года. Когда заставу упразднили, кордегардии сначала использовали как квартиры для полицейских чинов, затем — как карантинное помещение расположенного неподалеку госпиталя. После Великой Отечественной войны их пытались приспособить под торговые и хозяйственные цели, а в 2009 году передали Историко-литературному музею города Пушкина.
Экспозиция на первом этаже южной кордегардии посвящена теме Отечественной войны 1812 года.
Среди изображений героев войны мне хочется выделить портрет Якова Васильевича Захаржевского, генерала от артиллерии, отличившегося в Бородинском и Лейпцигском сражениях, именем которого названа одна из улиц города Пушкина. Потеряв ногу под Лейпцигом, он после окончания наполеоновских войн оставил строевую службу. С 1817 года в течение 48 лет (при трех императорах!) служил главноуправляющим Царским Селом и оставил о себе добрую память.
Рядом на стене — раскрашенные литографии, изображающие воинские формирования, входившие в состав царскосельского гарнизона.
Перед входом в зал на втором этаже можно познакомиться с чудесными графическими работами художницы Александры Сперанской.
Прическа дамы, напоминающая капитель колонны ионического ордера, украшена узнаваемыми петербургскими достопримечательностями. Это "Петровское барокко" от Александры Сперанской. Каждая ее работа — интересная игра в ассоциации.
Экспонаты в зале второго этажа рассказывают о жизни царскосельского гарнизона и Царского Села в начале XX века, в том числе в период Первой мировой войны.
Военные в Царском Селе — тема очень интересная. У каждого полка были свои казармы, офицерские дома, лазарет, полковой храм, свой небесный покровитель и полковой храмовый праздник.
Полки активно участвовали в жизни города: организовывали литературные клубы, военные кружки для юношей, потешные подразделения.
Именно офицеры царскосельского гарнизона стояли у истоков скаутского движения в России.
В годы Первой мировой войны Царское Село превратилось в город-госпиталь. Крупный госпиталь был развернут в Александровском дворце. Императрица Александра Федоровна и ее старшие дочери Ольга и Татьяна прошли курс сестер военного времени при царскосельской общине Красного Креста и, успешно сдав экзамен, получили свидетельства военных сестер милосердия.
Обучавшая их Вера Игнатьевна Гедройц, первая в России женщина-хирург, поначалу прохладно отнеслась к желанию императрицы и великих княжон освоить профессию военной сестры милосердия.
Позднее она записала в своем дневнике: "Мне часто приходилось ездить вместе и при всех осмотрах отмечать серьезное, вдумчивое отношение всех Трех к делу милосердия. Оно было именно глубокое, они не играли в сестер, как это мне приходилось потом неоднократно видеть у многих светских дам, а именно были ими в лучшем значении этого слова".
Младшие великие княжны Мария и Анастасия имели свой госпиталь в Царском Селе — Лазарет № 17 Великих Княжон Марии Николаевны и Анастасии Николаевны при Феодоровском Государевом соборе. Именно в нем работал санитаром поэт Сергей Есенин.
На этой невеселой ноте я закончу свой рассказ об этом замечательном музее. Очень рекомендую его для посещения всем, кто интересуется историей Царского Села.
Музей работает со среды по воскресенье с 11.00 до 15.30 (касса зарывается на полчаса раньше). Стоимость билета для взрослого 120 рублей. Стоимость аудиогида 50 рублей.