Экологическим проблемам сейчас посвящена ни одна статья, почти в каждом издании есть материал об отравлении Камчатки, о проблеме озера Байкал, пожарах и изменении климата.
Волгоград не лишен экологических проблем. Так что местным волонтёрам «Гринпис» скучать не приходится.
В этой статье рассказываем, что такое вообще «Гринпис», как там все устроено и почему нужно стремиться к повышению уровня экологической ответственности. А также обсуждаем с волонтёркой экопроблемы нашего города и страны.
Что такое «Гринпис» и как он появился в Волгограде?
Немного определений: Greenpeace — независимая международная некоммерческая организация. Её офисы созданы в 43 странах мира, в России их два — в Москве и Санкт-Петербурге. В нескольких городах созданы локальные волонтёрские группы, и одна из таких находится в Волгограде.
В конце февраля в Подмосковье проходил воркшоп. Там собрались люди из пяти городов, отобранные на конкурсной основе. В их число попал и Волгоград с пятью добровольцами. Задачей участников было создать проектный план и рассказать в нём о своих идеях по просвещению жителей своего города по экологическим вопросам. А также расписать идеи мероприятий, которые необходимы в их регионах.
Очень сложно замотивировать людей, это должно идти изнутри
Ксения Климова: «Раньше у меня «Гринпис» ассоциировался с чем-то глобальным и далеким, а сейчас я здесь работаю. Организация существует за счет пожертвований частных лиц и вообще, все люди, работающие здесь — волонтеры. Нам за это не платят. Всё на инициативе. Единственное — если нам нужна финансовая поддержка для проведения мероприятия, то нам выделяют деньги».
От первоначального состава из пяти человек осталось всего двое. Недавно волгоградский «Гринпис» организовывал встречу для добровольцев, но они пока не проявляют заинтересованности. Если у вас болит душенька за экологию, то в инстаграме волонтеров «Гринпис» нашего города можно заполнить гугл-форму и присоединиться к этому благому делу.
Что делает волонтёрская группа «Гринпис»?
Все локальные группы работают по направлениям Greenpeace. Главным считается изменение климата, потому что оно всё в себя включает. Но это больше образовательная тема, которая продвигается через посты в инстаграме волонтёрской группы. Ещё одно направление — пожары. Тут реализовывается программа «Спасти лес». РСО, конечно же, и еще несколько других направлений.
Во всех этих сферах и идёт работа «Гринпис». Кураторы из центральных офисов подсказывают, что и как делать, помогают организовывать мероприятия, оказывают юридическую поддержку.
Ты звонишь в администрацию — тебя посылают, ты снова звонишь — тебя снова посылают. Никому не хочется заморачиваться.
Ксения Климова: «Все, чего мы не знаем — нам в этом помогают. Пока что мы стараемся развивать инстаграм, заниматься хотя бы просветительской деятельностью, но и на это рук не хватает. Очень сложно замотивировать людей, это должно идти изнутри.
После возвращения с воркшопа я хотела заняться мероприятиями по пожарной безопасности. Потому что весна как раз такое время, когда происходит пик пожаров. Я подавала заявку на leader.id, но мне пришло уведомление, что мероприятия больше не проводятся из-за карантина».
Какие проекты уже реализованы волонтёрской группой «Гринпис» в регионе и какие планируются?
Волгоградские волонтёры «Гринпис» устраивали пластиквотчинг. Они собирали весь мусор на определённой территории, а потом заполняли по нему огромную таблицу от «Гринпис». Нужно было проанализировать все отходы: сколько окурков больше всего, сколько стекла, пластика. В дальнейшем с этой таблицей можно создать петицию и обратиться к властям.
Ксения Климова: «Для меня мероприятия — это момент, когда ты отдыхаешь. А вот подготовка к ним — самое сложное. Потому что в основном это работа с администрацией. Например, РСО. Мы хотим эту тему активно продвигать. Но ты звонишь в администрацию, тебя посылают, ты снова звонишь — тебя снова посылают. Никому не хочется заморачиваться. Они говорят: «Мы не компетентны в этом вопросе» и всё.
Волга — самая большая река в Европе, но по факту, биологически она уже не река.
Мы хотели провести пластиквотчинг после карантина, я звонила в администрацию, чтобы узнать, можно ли провести массовое мероприятие на открытом воздухе. Просила дать мне четкий ответ, а они мне отвечали: «Прочитайте положение губернатора, там все написано». Я объясняла, что там нет четкой формулировки и меня отсылали по 10 номерам, пока я не добралась до девушки, которая занимается этими документами.
В марте мы планировали сделать небольшой курс, состоящий из лекций о климатических изменениях, работе и проектах «Гринпис». Хотели проводить акции, привлекать волгоградские СМИ и все это должно было привести к активности и заинтересованности граждан».
Как в Волгограде с экологической повесткой?
Сейчас актуальной проблемой является изменение климата. Это касается не только Волгограда, но и всего мира. Глобальное потепление ведёт к тому, что климатические пояса начинают сдвигаться, и если сейчас мы живём в полупустыни, то со временем можем перейти к пустыне. Увеличиваются распространение саранчи, засухи, тёплые зимы, перепады погоды летом.
Но не менее глобальная проблема — загрязнение Волги.
Ксения Климова: «Волга — самая большая река в Европе, но по факту, биологически она уже не река. Мы настолько сделали из неё водохранилище, что это уже катастрофа. Я всё детство росла и думала: «Мой город назван в честь самой большое реки», теперь меня это не радует. То, как построена ГЭС и как она работает — это уничтожает Волгу».
Мы настолько в России забиты финансовыми проблемами, мы пытаемся выжить. Нам нет дела до какого-то феминизма, бездомных животных, экологии и даже людей вокруг нас
Ужасная ситуация творится на острове Сарпинский. Он вечно горит, там куча мусора, насекомые, которые убивают деревья. Волонтёры планируют заняться его очисткой. Ну и чего уж говорить о волгоградских свалках, которые достигают нереальных масштабов.
Важно, чтобы за каждое направление отвечал один человек. Чтобы он пришёл, сказал: «Я хочу заниматься тем-то» и взялся бы за это. Потому что проблемы есть, но если заниматься всеми сразу, то ничего не решится.
Почему в Москве и Питере всё лучше, чем в регионах? Как бороться с низким уровнем экологической ответственности граждан?
На самом деле, проблемы есть и в центрах, и в регионах. Нам только кажется, что в Москве и Питере живется лучше. Проблемы у людей везде одинаковые.
Ксения Климова: «Мне кажется, что это проблема человеческого осознания. Мы настолько в России забиты финансовыми проблемами, мы пытаемся выжить. Нам нет дела до какого-то феминизма, проблемы бездомных животных, экологии и даже людей вокруг нас.
Пока люди прутся в автобус, как только он открывается, никого не замечая, не помогая, сталкивая всех на своем пути — правительство тут не поможет
Вот мой папа, он достаточно грамотный человек, но мы с ним недавно спорили о том, нужно ли платить за музыку. Я считаю, что это лицемерие не платить буквально там 200 рублей за то, чем ты регулярно пользуешься. Он мне сказал: «Мне столько всего нужно оплатить в жизни, что я не собираюсь ещё и за это платить. Может мне ещё мусор отвозить платно?».
Люди думают: «После нас хоть потоп». Это палка о двух концах. Нужно жить осознанно, но при этом понимать, что никто тебе не даст деньги просто так и соблюдать баланс. Осознавать, что после тебя еще кто-то будет жить. И не скидывать абсолютно все проблемы на власть.
Ксения Климова: «Я, как политолог, считаю, что правительство ничего не решает. Все должно идти снизу, от людей. Пока люди прутся в автобус как только он открывается, никого не замечая, не помогая, сталкивая всех на своем пути — правительство тут не поможет».
Россия же маленькая страна. Давайте поставим завод около Байкала и сольём туда что-нибудь
Государство должно помогать людям становиться осознаннее. Должны быть ресурсы и возможности для этого. Например, если бы в каждом дворе поставили баки для РСО, то проблема бы решилась. Не сразу, конечно, но со временем люди бы к этому приучились.
Почему важно не молчать о проблемах?
В начале этого года вокруг озера Байкал снова было много шума. По всей стране люди выходили на митинги и одиночные пикеты с призывом прекратить строительство завода на озере. Волгоградские волонтёры присоединились к этой акции.
Ксения Климова: «На территорию вокруг Байкала постоянно покушаются. Ну как это — деревья стоят, а их не срубают, руки у всех чешутся. Надо что-нибудь там построить. Россия же маленькая страна. Давайте поставим завод около Байкала и сольём туда что-нибудь.
Нас 140 миллионов в стране и если мы все скажем «нет!», то нас услышат
Я считаю, что это проблема коррупции. Правительству это выгодно. Государству важнее получить какие-то проценты от этого завода, а экология им не так важна.
Этот тот случай, когда нужно действовать снизу, когда люди поднимаются, начинают тысячами подписывать петиции и это действительно имеет вес. Чиновники тоже не глупые и не пойдут против тысяч людей. Нас 140 миллионов в стране и если мы все скажем «нет!», то нас услышат».