Здравствуйте!
Кино давно уже стало самостоятельным видом искусства. До того, как в фильмах появился звук, кинематограф был известен под псевдонимом Великий Немой, но его истинное имя – Великий Обманщик.
Все мы понимаем, что красивая экранная картинка не имеет ничего общего с действительностью, однако с удовольствием снова и снова погружаемся в мир иллюзий. Нас влекут и не отпускают #загадки кино
Наше восприятие кинематографической условности хорошо иллюстрирует Джон Пристли в полузабытой пьесе «Золотое руно»:
- Начнём с того, что, по-моему, этот фильм ничуть не похож на реальную жизнь.
- А кто вам сказал, что похож? Стану я платить шиллинг за то, чтобы сидеть в темноте и чтобы мне показывали реальную жизнь. Я могу её увидеть задаром, когда выйду из кино.
С самого своего появления кинематограф стал источником мифов и загадок.
Официальным днём рождения кино считается 28 декабря 1895 года.
В этот день Огюст Мари Луи Никола Люмьер и его младший брат Луи Жан устроили платный сеанс показа своих движущихся картинок для парижской публики. Эта история известна всем – как зрители, собравшиеся в Индийском салоне Гранд-Кафе на бульваре Капуцинок, увидели на экране надвигающийся поезд и в ужасе разбежались. Первый фильм в истории кино произвёл на публику такой ошеломляющий эффект, что новое искусство было обречено на коммерческий успех.
А между тем все справочники и энциклопедии рассказывают совершенно другую историю.
Первым фильмом предприимчивых братьев был Выход рабочих с фабрики Люмьер. Он был снят с помощью синематографа – изобретённого Люмьерами аппарата для фиксации движущихся объектов. Потом братья засняли волнение моря, разрушение стены и завтрак милого ребёнка.
Аппарат братьев Люмьер отличался тем, что позволял не только фиксировать изображение, но и показывать его большому числу людей. Съёмки проводились и до этого, а вот устроить массовый киносеанс не удавалось до тех пор никому. До знаменитого сеанса на бульваре Капуцинок Люмьеры провели несколько подобных демонстраций – для специалистов-фотографов и французских промышленников.
Специалисты посмотрели фильмы и напомнили братьям, что некий Томас Эдисон три года назад уже запатентовал подобный аппарат. Братья Люмьер возразили: фильмы Эдисона может смотреть только один зритель, а наш синематограф может привлечь публику. Которая, возможно, согласится заплатить деньги за просмотр.
Промышленники и изобретатели усомнились, что кто-то в здравом уме захочет платить за то, чтобы увидеть, как рабочие выходят с фабрики. Этим зрелищем каждый желающий может наслаждаться совершенно бесплатно.
Вот тогда-то братья Люмьер открыли для себя важную истину: документальное кино бесперспективно с точки зрения коммерции. Людям надо предложить зрелище, способное вызвать эмоции.
На что человек согласен смотреть бесконечно? На то, как течёт вода. Когда человек получает радость? Когда видит, как другой человек остался в дураках.
И братья Люмьер сняли первый игровой фильм «Политый поливальщик».
На знаменитом платном киносеансе – первом в истории! – зрители вежливо смотрели съёмки движущихся объектов, чтобы в финале от души похохотать над короткой кинокомедией о незадачливом поливальщике.
А знаменитое «Прибытие поезда» было показано позже - совсем в другой день. Фильм вызвал эмоции. Зрители ахнули. Кое-кто схватился за сердце. Но ни один человек с сеанса не ушёл – все досмотрели до конца. Ещё бы, за свои-то денежки.
Продавать билеты на киносеансы оказалось выгодно. Но огромных прибылей не принесло. Гораздо выгоднее продавать киноаппараты.
И братья Люмьер стали рассказывать об успехе своих фильмов, слегка преувеличивая реакцию зрителей. Они убедили мир, что кино способно заставить людей смеяться и плакать, испытывать страх и сострадание. Смеяться – так до упаду, пугаться – так до обмороков.
Так была создана легенда о великой силе воздействия экранного искусства.
Как говорится, всё дело в пиаре.
Кино – искусство ожившего мифа, а мифы ярче, чем реальность. Красивая история о первом фильме, напугавшем Париж, затмила собой изобретение Эдисона. И за успехом «Прибытия поезда на вокзал Ла-Сьота» совершенно забылись три фильма, созданные за семь лет до великой премьеры, в 1888 году.
Вот названия этих фильмов: «Сцена в саду Раудхей», «Движение транспорта по мосту Лидс» и «Аккордеонист». Автор - Луи Лепренс.
Луи Лепренс. Вы слышали это имя? А ведь именно Лепренс сконструировал первую кинокамеру.
Он хотел запатентовать своё изобретение и познакомить мир с искусством движущегося кадра.
Он должен был получить прибыль и звание отца кинематографа.
Но в сентябре 1890 года Лепренс сел в поезд, идущий из Дижона в Париж – и исчез навсегда. Это исчезновение – одна из многочисленных загадок кино.
Но все мы с удовольствием повторяем красивую историю о том, как в декабре 1895 года первые зрители в ужасе разбегались с бульвара Капуцинов, увидев, что с экрана на них движется локомотив нового искусства.
Мы беззаботно приходим в зал кинотеатра, щёлкаем пультом телевизора или компьютерной мышкой, желая погрузиться в мир кино. И не замечаем, как через экран в наше сознание проникает Великий Обманщик. Кинематограф, сотканный из движущихся теней, загадок и иллюзий.
Желаю вам хороших фильмов и приятных иллюзий!
#киноклуб ямадама