Есть две основные точки зрения, пытающиеся классифицировать Рубайят Омара Хайяма. Один утверждает, что на него сильно повлиял исламский мистицизм, и особенно суфизм, и что его ссылки на вино и любовников являются аллегорическими представлениями мистического вина и божественной любви.
Вторая школа мысли полностью опровергает первую, утверждая, что Хайям понимал свою смертность и неспособность смотреть дальше, а его ссылки на вино и любовников очень буквальны и чувственны.
Сам Хайям дал нам ключ к разгадке в одном из своих писаний(Рубайят), когда он буквально говорит:
Некоторые в глубокой задумчивости ищут дух. Некоторые теряются в страхе, воняют сомнением. Я боюсь голоса, скрытого, но не слабого. Кричите: «Проснись!
Можно с уверенностью предположить, что обе вышеупомянутые школы мысли в некоторой степени ошибочны, и что сторонники каждой, наполовину понимая мудрость, которую передал Хайям, меняют и искажают его слова в соответствии со своими собственными убеждениями.
Достаточно взглянуть на жизнь Хайяма, чтобы прийти к такому же выводу. Он был гением сверхдостижения. Он был советником министров и королей. Он был математическим гением, предлагая решения проблем, которые на столетия опередили его время. Он был хорошо осведомленным астрономом, который рассчитал продолжительность солнечного года с непревзойденной точностью, по крайней мере, не имеющей аналогов до нынешнего столетия. Он был хорошо осведомлен в других физических науках, таких как медицина и химия (или алхимия в свое время). Он был очень востребованным философом и учителем.
Сам факт, что у него было побуждение, стремление и дисциплина, чтобы составить и написать Рубайят, показывает, что у него была глубина восприятия и видения, которые нам все еще трудно понять.
Человек, который так много сделал в своей жизни, явно не мистический фаталист, утверждающий, что «что будет, то будет!» Напротив, он видел безрассудство загипнотизированного использования таких техник, которые могут вызывать удивительные видения реальности, но пока они остаются видениями, они не являются и не могут быть истиной, самой реальностью.
Более того, человек, изменивший мир своего времени и столетий спустя, явно не тот, кто сказал бы: «По той причине,что мы все умрем, давайте заниматься только чувственными удовольствиями». Он ясно видел, что точно так же, как мистические увлечения были просто видениями реальности, а не истины, чувственные удовольствия также были представлениями более глубокой радости, а не истиной.
Любой, кто может так ясно ставить вопросы о смертности и временности нашего существования, очевидно, глубоко боролся с жизнью, смертью и существованием. Хайям понял, что значит не контролировать нашу жизнь и смерть, и нашел пределы нашей свободы. Он понимал, что важно в жизни. И на протяжении всей его жизни его учение и его Рубайят передавали нам этот смысл, хотя и в некоторой загадочной форме, тем не менее, в полной и неповрежденной форме.
Хайям понял, что родиться в этом мире - наша судьба, что-то неподвластное нам. Он также понимал, что смерть была неизбежной судьбой для любого, кто когда-либо родился. Он понял, что наши тела происходят из праха и глины и возвращаются в глину. Он понимал фантазию о том, чтобы думать о будущем, а также невроз оставаться в прошлом. Он увидел, что все, что у нас есть, - это этот ускользающий момент, это сейчас, которое само по себе имеет вневременное качество.
И он понял, что в жизни важны более глубокая радость и любовь, к которым мы испытываем бесконечное стремление, а также способность как получать, так и излучать. Его Рубаи заставляет нас задавать эти окончательные экзистенциальные вопросы и вести нас по пути, который, если мы не потеряемся на этом пути или не будем дестабилизированы пропастью, которую мы должны преодолеть, неизбежно должны прийти к тому же ответу. Те высшие истины о том, что все, что имеет значение в жизни, - это любовь и радость. Все остальное - фантазия и заблуждение.
Если мы примем философию Хайяма и прислушаемся к его советам, тогда мы сместим наше внимание с внешнего, на внутреннее. И если мы пройдем через эту трансформирующую алхимическую трансмутацию души, мы тоже станем подобными Хайяму, мужчинам и женщинам, которые изменяют нас самих, а следовательно, и наш мир, а также грядущие миры.
А что вы думаете по поводу его философии?Согласны или нет?Оставляйте свои комментарии!)