Афоризм – это сконцентрированная в одной фразе мудрость. Не всякая яркая личность способна к афористичному мышлению, не всякий взлет человеческой мысли можно выразить несколькими словами. В этом сборнике особенно заметно, как мало изменился человек. Любовь, семья, дети волновали философов Древней Греции, поэтов Средневековья и мыслителей Нового времени. Отношение к войнам, страданиям и несправедливости сходно у полководцев Древнего Китая и мыслителей ХХ века. Афоризмы объединяют все человечество. Остались в прошлом целые страны и народы, но то, что заставляло волноваться, думать, радоваться людей тысячелетия назад, не потеряло актуальности и сегодня.
Учение Конфуция оказало огромное влияние на духовную и политическую жизнь Китая. В 136 г. до н. э. император У-ди провозгласил конфуцианство официальной государственной доктриной, а сам Конфуций был обожествлен. Особо почитаемая книга конфуцианства«Суждения и беседы» составлена учениками Конфуция по материалам их бесед с учителем.
Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.
Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.
Благородный муж винит себя, малый человек винит других.
Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле – и быть голодным. Он может посвятить себя учению – и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности.
Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.
Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но, когда его обманывают, он первый замечает это.
Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.
Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.
Благородный муж с достоинством ожидает велений неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.
Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.
Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, недостоин зваться таковым.
Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.
Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.
Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать учением о человеколюбии.
Да не ослепляет тебя ни дружба насчет недостатков твоего друга, ни ненависть насчет хороших качеств твоего врага.
Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.
Для народа человеколюбие нужнее, чем огонь и вода. Я видел, как от огня и воды погибали, но не видел, чтобы кто-нибудь погиб от человеколюбия.
Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.
Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
Достойный человек не идет по следам других людей.
Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.
Если сам прям, то всё исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.
Если так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?
Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.
Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.
Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.
Жаловаться на неприятную вещь – это удваивать зло; смеяться над ней – это уничтожить его.
Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие.
Изощренные слова губят добродетель. Несдержанность в мелочах погубит великое дело.
Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.
Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека – и познаешь степень его человечности.
Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?
Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатство и почести.
Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.
Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.
Когда пути неодинаковы, не составляют вместе планов.
Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами.
Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.
Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать.
Молчание – великий друг, который никогда не изменит.
Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их.
Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.
Мы доверяем своим глазам – но им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце – но и на него не стоит полагаться.
Запомните же, ученики: поистине нелегко познать человека!
Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?
Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.
Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.
Не жалуйся по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен.
Не имей друзей, которые уступали бы тебе в моральном отношении.
Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, – огорчаюсь, если я не понимаю людей.