2-я Ударная армия, печально известная своим беспримерным подвигом во время проведения Любанской наступательной операции и предательством ее командующего генерал-лейтенант Власова, к июню 1942 года существовала только на бумаге. Огромные потери, физическое истощение, голод, непрерывные передвижения по болотам Мясного Бора осложняли тяжелые бои с противником. Но бойцы 2-й Ударной в большинстве своем даже не думали о том, чтобы сдаться в плен, и после получения соответствующего приказа всеми силами старались выбраться из этого ужасного места, прозванного «Долиной смерти».
Но командиры и красноармейцы не бежали в панике, не бросали вверенное им оружие и имущество и уж тем более не оставляли врагу знамена своих частей. Даже когда личный состав обескровленных полков составлял не больше взвода, а дивизий – не больше роты, «ударники» защищали вверенные им красные полотнища.
В первую годовщину Великой Отечественной войны и одновременно в последние дни существования коридора, через которые 2-я Ударная армия могла организованно прорваться к своим из окружения, командир 894-го артиллерийского полка 327-й стрелковой дивизии поручил старшему лейтенанту Дмитриеву и лейтенанту Ушакову выполнить важное задание: вынести знамя части. Оба командира были истощены, у Ушакова была открытая форма туберкулёза, но отказаться выполнить приказ они не могли, поскольку в полку в тот момент оставалось лишь пятнадцать человек.
Дмитриев спрятал знамя под гимнастерку, обернув его вокруг тела, после чего вместе с Ушаковым отправился в путь. Переходы были короткими, не более 30 метров, после чего оба командира падали от усталости. Преодолеть им предстояло гигантскую для тех обстоятельств дистанцию (около 5 км) через трехсотметровый коридор, непрерывно простреливающийся немцами.
Чем ближе был коридор, тем сложнее Дмитриеву и Ушакову было передвигаться. Кругом лежали тела павших товарищей, еще живые и раненые пытались ползти вперед, каждое движение привлекало к себе внимание противника, который сразу рассекал изуродованную воронками землю пулеметными очередями.
Прячась за кочками, за кустами, за телами, претворяясь мертвыми в случае опасности, командиры все же преодолели коридор. Позже Дмитриев так описал этот казавшийся радостным миг выхода из окружения:
Николай [Ушаков] поднялся на ноги и стал помогать подниматься мне. И в этот момент фашистский негодяй прошил Николая автоматными очередями с головы до ног — крест–накрест. <…> От боли утраты я на миг потерял сознание. <…> Как я выполз из этого ада, не помню.
Дмитриева подобрали в бессознательном состоянии и доставили в госпиталь.
Подвиг Дмитриева и Ушакова не был напрасным. Под вынесенным ими знаменем был восстановлен 894-й полк, продолживший сражаться с врагом, мстя ему за тех, кто, как и лейтенант Ушаков, навсегда остался лежать в глухих болотах Новгородчины. И несмотря на ту тень, что генерал Власов кинул на возглавляемую им армию, нельзя не отметить важный факт: ни одно из знамен частей 2-й Ударной не попало к врагу.
Источники:
Борис Гаврилов. Долина смерти: трагедия и подвиг 2-й Ударной армии
Проверьте свои знания в новом разделе ТЕСТЫ
Литературный проект писателя Романа Воликова "ИГРА СЛОВ" - это синтез жанров, принципиально новая форма подачи литературного произведения, всегда острые и злободневные темы.