Найти тему
Старый Регенератор

Конструктор Черток — радиолюбитель. 1928 год.

К Дню космонавтики, наверное, интересно узнать, как начинали наши конструкторы ракетной техники.

Полагаю, что многим известна фамилия Борис Евсеевич Черток, а некоторые, возможно прочитали его книгу "Ракеты и люди". В своих воспоминаниях Б. Е. Черток пишет:

"... отец обнаружил отсутствие подаренного мне ко дню рождения трехтомника Брема «Жизнь животных». Я признался, что продал книги, чтобы купить только что выпущенные лампы типа «Микро» для сборки двухлампового приемника. Мне было необходимо срочно сделать приемник лучше того, который придумал мой одноклассник Сергей Лосяков. Я решился на рискованный шаг. Составил детальное описание изобретенной мною схемы рефлексного двухлампового приемника и на отдельном листе нарисовал его внешний вид по всем канонам дизайна тех лет. В завершение подробной статьи я привел перечень европейских радиостанций, которые с успехом может принять каждый, кто последует моим советам. Все это я отправил в редакцию журнала «Радио — всем».
Примерно через месяц, проходя по дороге в школу мимо газетного киоска на Кудринской площади, я увидел свой рисунок на цветной обложке журнала." (Б. Черток. "Ракеты и люди")

Ну, в том, что Брем был пожертвован на благо радиотехники, ничего удивительного нет. Например, американские мальчишки в способах добычи нужных деталей для своей самоделки, бывало, шли еще дальше:

... The next thing to do was to get a decoherer. This was a simple matter — I stole the door bell... (QST, №4, 1916 г.)

А вот о приемнике можно поговорить, тем более, что можно ознакомиться с заметкой из журнала "Радио Всем", №8, 1928 г., которая называется "Универсальный приемник". Вот, собственно, тот самый рисунок на обложке журнала (рис. 1).

Рис. 1. Обложка журнала "Радио Всем", № 8, 1928 г.
Рис. 1. Обложка журнала "Радио Всем", № 8, 1928 г.

А на рис. 2. показана схема этого приемника.

Рис. 2. Схема универсального приемника.
Рис. 2. Схема универсального приемника.

Разница только в том, что в книге упоминается рефлексный двухламповый приемник, тогда как в описанном в заметке универсальном приемнике, ни одна из двух ламп (именно тех — "Микро", за которые Черток отдал Брема), ни в одной из семи ламповых схем включения, не работает как рефлексный каскад. В качестве примера двухлампового рефлексного приемника можно привести, скажем, "Двухламповый "Рефлекс" на "микро ДС" (рис. 3).

Рис. 3. Схема рефлексного приемника (Радио Всем", №5, 1928 г.).
Рис. 3. Схема рефлексного приемника (Радио Всем", №5, 1928 г.).

В заметке "Универсальный приемник" Черток привел следующие схемы, которые можно реализовать с помощью его конструкции: 1) простая детекторная схема, 2) сложная детекторная схема, 3) схема №1 с одной ступенью усиления низкой частоты, 4) схема №2 с одной ступенью усиления низкой частоты, 5) усилитель высокой частоты и кристаллический детектор, 6) то же, что и схема №5, но с добавлением еще усилителя низкой частоты, 7) одноламповый приемник с настроенным анодом, 8) регенеративный одноламповый приемник по стеме Рейнарца, 9) то же, что и схема №8, но с добавлением усилителя низкой частоты.

Как видите, автор (не забудем, что эту заметку писал школьник 20-х годов) изготовил универсальный стенд, на котором можно быстро проверять и исследовать работу различных схемных решений (от простой детекторной схемы до регенератора с усилителем низкой частоты), для различных условий приема, и достаточно широкого, по тем временам, диапазона волн (300 — 1500 метров). Это наглядно показывает, что конструкторскую и исследовательскую работу Б. Е. Черток самостоятельно изучал на практике еще на школьной скамье.

Можно добавить, что универсальные панели, с помощью которых можно было собирать самые разные конструкции приемников (вплоть до супергетеродинов) пользовались в те годы известной популярностью.

Рис. 4. Универсальная панель ("Радио Всем", №9, 1929 г.)
Рис. 4. Универсальная панель ("Радио Всем", №9, 1929 г.)

На рис. 4. приведен пример подобной универсальной панели. Если не смотреть на габариты, то чем-то напоминает этакую "ламповую" микросхему.

В тексте указанной главы воспоминаний ("Школа 20-х годов") взгляд зацепился за следующие фразы:

"... проходя по дороге в школу мимо газетного киоска на Кудринской площади, я увидел свой рисунок на цветной обложке журнала. Выложив весь денежный запас, я приобрел два экземпляра журнала. ... через три месяца я получил гонорар — 60 рублей, что по тем временам было совсем немного..." (Б. Черток. "Ракеты и люди")

Сначала посмотрим, каков был денежный запас школьника. Так как цена №8 журнала "Радио Всем" за 1928 год составляла 35 коп., то в кармане у него нашлось не менее 70 копеек. Много это или мало по тем временам?

Например, крестьяне жаловались в журнал "Радио Всем", что за детекторный приемник с них в год берут абонементную плату 1 р. 50 к., а «вот городской рабочий платит всего 1 рубль». Получается, что для сельского населения (т. е. для большей части населения нашей страны тех лет) 50 копеек в год были существенной суммой, по поводу которой можно было побеспокоить редакцию.

Об учащихся писали, например, что следовало бы предоставить льготы учащимся трудовой школы, которые в подавляющем большинстве не располагают такой суммой, как 5 руб. (речь идет о разовой плате за регистрацию, которая вместе с 2-х рублевым гербовым сбором составляла 5 руб.).

Теперь рассмотрим сумму в 60 рублей. В конце 1925 года расценки за материалы составляли 10 коп. за строку и от 1 до 3 руб. за фотографию.

В заметке более 200 строк, 5 рисунков в тексте и один на обложке. Т. е. оплата в 60 рублей — вполне возможна. С чем можно эту сумму сопоставить. Возьмем, скажем, зарплаты в промышленности, которая в 1925/26 хоз. году составляла от 40 до 70 руб./мес. Работавший киномехаником радиолюбитель Шмидт, первый принявший в 1928 г. сигналы бедствия от экспедиции Нобиле, получал в месяц 40 руб.

Таким образом получается, что 60 рублей были сопоставимы (а возможно превышали в 1,5 и более раз) с месячным доходом большинства населения нашей страны. Конечно, это сумма невелика, особенно по сравнению с тогдашними ценами на радиоаппаратуру, но считаться небольшой (тем более для школьника), наверное, не может.

Скорее всего, Черток рос в великолепно, по тем временам, обеспеченной семье. Косвенно это подтверждается текстом журнальной заметки. Например, передняя панель его приемника выполнена из эбонита, и в качестве замены рекомендуется карболит, в то время как абсолютное большинство радиолюбительских конструкций выполнялось с панелями из пропарафинированного дерева, а эбонит предлагается в качестве более качественной, но и более дорогой замены, ведь цена эбонита в то время составляла 15 руб./кг., и те, кто его использовал в своих конструкциях, писали, что они "роскошествовали" с эбонитом (к слову сказать, "роскошествовали" с эбонитом в кружке ОДР при Наркомфине СССР. Там явно имели более реальное представление об уровнях доходов в нашей стране в те годы).

И в заключение хочется сказать, что конструирование, практическая работа руками — один из необходимых этапов пути хорошего конструктора. И Б. Е. Черток (и, конечно, не только он) — наглядный этому пример.