Лицо современного малого бизнеса и предпринимательства в России очень разное, особенно именно в самой малой категории, которая на грани самозанятости. В одних случаях это слегка уставшее, но счастливое лицо, молодое или зрелое. Эти люди работают не то чтобы «на себя», но уж точно «для себя». И другие, как правило пожилые, даже если по факту человеку лет 30-40, но живет он по каким-то догматам и представлениям, пришедшим от старшего поколения, которое ради бизнеса страну предало. К сожалению, именно они формируют основное представление о предпринимательстве, они и есть русский бизнес, а вовсе не те счастливые.
Учебник российского бизнеса
Подходы к организации своего дела (прямой перевод английского business , и основной смысл этого понятия) российские предприниматели выстраивают явно не по Кейнси, да и в принципе не по учебникам. След Маркса в их убеждениях виден, но только тех частей «Капитала», которые описывали порочные признаки капитализма и эксплуатации, видимые в XIX веке и характерные для системы в целом, системы, обреченной, по Марксу, быть сметенной социальной революцией. Но и этот след предстает в каком-то гротескно-карикатурном виде. Так что делаю вывод: главный учебник российского малого бизнеса, его «альфа и омега» - журнал «Крокодил».
Да и откуда еще было черпать знания мелкобуржуазным мещанам умиравшего СССР, бросившимся с радостью в капитализм? Ко времени окончательного заката строя в советском общем образовании полностью отсутствовало преподавание базовых основ экономики, классовой теории. Потому и удалось так просто и ловко навешать лапши о благостных кущах свободного рынка и капитализма. Впрочем, радостные колонны индивидов к тому времени уже плевать хотели на путь к звездам, на всеобщую справедливость и другие великие общие цели. Желание собственного достатка победило, и они, как только стало можно, кинулись реализовывать право на бизнес. В точности по рецептам от «Крокодила».
«Работай, негр, солнце еще высоко»
Знакомое выражение, которое у современников СССР прочно ассоциировалось с рабством и капитализмом, а если уж обобщать до конца, то со всеми формами организации общества, кроме социалистической. А в социалистической был победивший восьмичасовой рабочий день, и жесткая сетка окладов, действовавшая по всей стране. Разные сдельщики, артельщики, шабашники – исключения, подчеркивающие правило. Ну и плюс люди увлеченные, это те, у кого понедельник начинается в субботу, герои свободного созидательного труда, который в радость.
А потом в советских СМИ началась пропаганда чужой системы экономики. Причем таким образом всё преподносилось, что граждане страны советов стали незамедлительно производить арифметические расчеты, по которым выходило, что если при 40-часовой рабочей неделе зарплата, скажем, 120 рублей (берём нижнюю планку молодого специалиста, при которой желаний больше, чем возможностей), то если работать по 12 часов, да с выходными, да с переработками, то в итоге будут 250-300 рублей. Заметьте – советских рублей, при грошовой квартплате и хлебе по 20 копеек. Гражданин незамедлительно делал вывод: советских строй, который ограничивает рабочий день 8 часами – не даёт честному трудолюбивому человеку заработать денег.
Вышло, конечно, слегка не так: за 14 часов с переработками надо еще постараться получить эквивалент советским 120 рублям, минус гарантированный оплачиваемый отпуск и прочие социальные обязательства, которые в условиях капитализма исключительно мешают. Но граждане, вышедшие из тех времен, несут свое сокровенное знание через рубеж веков, вбивая его в детей и коллег: работать надо 14 часов, и тогда денег должно стать больше. Если не становится – работать без выходных, по 16 часов. И очень часто носитель этого знания получает в свои руки возможность организовать работу маленького предприятия, и без капли сомнений, ни на секунду не задумавшись, устанавливает максимальный по продолжительности рабочий день. А если бы задумался?
Пример, как можно задуматься
Предприятие открыто для посетителей/клиентов с 9 до 22 часов, еще по 30 минут перед и после открытия на внутренние технические действия, включая уборку, сдачу кассы и прочее. Работают по 2 человека в смене, схема стандартная 2/2. После первой смены кое-как успеть до дома, на ходу что-то съесть, и умереть на время, явно недостаточное для восстановления. После второй смены – сутки приходить в себя, еще немного времени на быт и подготовку к следующему «забегу». Отпуск 2 недели за свой счет, и то – под вопросом. Человек выгорает, лишается здоровья и способности радоваться жизни. Увольняется. Предприниматель, собственник предприятия, набирает новых, ворча и возмущаясь: «Работать не хотят, положиться не на кого».
А если сделать смену 7 часов, с чередованием утро-вечер? С одной двойной сменой на выходных, и с одним полным выходным? И чтобы чередование утро-вечер менялось каждую неделю? Двухнедельный цикл будет выглядеть так:
Штат работников при такой схеме остается прежним, количество часов, отработанных каждым за месяц – без изменений, и ФОТ не меняется, дополнительных расходов при переходе на такой график не потребуется. Зато сотрудники будут чувствовать себя людьми, у них будет оставаться время на жизнь, и даже чисто практически их эффективность на рабочем месте вырастет. Но, видимо, как раз вот этот результат – недопустим, если уж ты не собственник, не начальник, значит, должен знать свое место, страдать и уставать, быть рабом. Потому что если уж капитализм и система эксплуататор/эксплуатируемый, то эксплуатировать надо по полной. В этом весь смысл российского малого бизнеса, а отнюдь не в создании максимально эффективной модели производства.
Разделение труда? Нет, не слышали
Даже не надо лезть в специальную литературу и долго учиться, достаточно быть просто любознательным, чтобы неоднократно из самых разных источников услышать и узнать о том, что одним из базовых условий повышения эффективности производства давно названо разделение труда и специализация. И даже не важно, идет ли речь о социализме, феодализме или прекрасном свободном рынке и капитализме, это работает независимо от социально-общественного строя. Но попробуйте посмотреть вакансии от работодателей.
В вакансиях по техническим специальностям вроде все ясно и понятно, допустим – слесарь-сантехник, водитель такси, электрик не ниже 4 разряда. Хотя это может говорить как об отсутствии фантазии у работодателя, так и на умалчивание. Допустим, окажется, что электрик должен отрабатывать и диспетчером, и частично дворником и еще что-нибудь, а водитель оказывается грузчиком. И это в конкретных технических специальностях, рабочих профессиях. А уж стоит залезть на территорию сферы обслуживание или в гуманитарно-информационные направления деятельности, и начинается самое веселое.
Возьмем вакансию простого администратора, неважно, в маникюрный салон или стоматологический кабинет, интернет-магазин или туристическое агентство. Требования могут включать: высшее образование, ведение социальных сетей, с ответами в чатах и с привлечением новых клиентов, навыки фотографа и дизайнера, для того чтобы обрабатывать изображения перед размещением в соцсетях, модельная внешность и участие в фотосессиях для соцсетей, развитие интернет-площадок, знание основ маркетинга и SMM , SEO . И вишенкой на торте: возраст до 28 лет. Еще могут требовать знание английского. Это не фантазии, а очень распространенное явление, практически тренд, стандарт.
Или чуть менее очевидный для стороннего наблюдателя пример. Контент-менеджер или райтер, или копирайтер. Использование спецтерминов и заимствований – отдельная тема, хотя можно и кратко: придать значимости бессмысленной пустоте, агрессивный дилетантизм, выдающий себя за мастера. Ну так вот, от копирайтера часто требуется знание и производство SEO -продукта, то есть составление текстовых программ, отвечающих требованиям алгоритмов поисковых систем. И написание собственно речевых текстов, статей, на нормальном человеческом языке. Ну и сверху SMM , соцсети, воронки, цепочки, таргетирование, лендинг и резонирование с амбициозными.
Только все перечисленное – это абсолютно разные сферы деятельности и специализации, хотя и связаны с составлением слов в определенный порядок и размещение их в определенных местах. И все эти специализации требуют не просто разного подхода, а разного мышления. Но про мышление – это явно уже слишком для российского бизнеса. Тем более понятие «эффективность» у бизнесмена очень субъективное, хотя и массово шаблонное.
Умеешь считать до 10, остановись на трёх
Не только до 10, но уже надо бы останавливаться, уже достаточно для некоторых обобщений. Типичный представитель российского бизнеса, особенно малого, черпает свои знания о ведении бизнеса из далеких советских времен, конкретнее – из пропагандистских материалов, карикатур журнала «Крокодил». И он четко знает, что его место на верху пищевой цепочки, он – эксплуататор и хозяин, и это надо обязательно показать и продемонстрировать всеми доступными способами, чтобы сомнений не было. Унижение – это самое то. Причем как унижение подчиненных, так и самоунижение перед кем-нибудь, у кого кошелек потолще.
При организации производства российский бизнесмен максимально сокращает штат, старается все возможные специализации свалить на минимальное количество работников. И даже если работник умудриться выполнять все поставленные задачи за 8 часов – работать на 12, а лучше 14. Смысл – в количестве потраченного времени и усталости, не устал – не достоин заработной платы. И да, если вас тут было трое, останешься один. После того как кто-то уволится сам, из-за выгорания, другой не стерпит оскорблений.
А оставшемуся умный бизнесмен будет твердить: «Штатные ставки есть, потерпи, сейчас найдем тебе еще двоих коллег». Разместит вакансии, возможно даже заплатит HR -менеджеру (хер-манагеру), особенно если это родственница, да все равно дешевле, чем платит еще двоим. Хер-манагер будет крутить и собирать анкеты, устраивать собеседования, как результат: «Ну нет подходящих, но мы же ищем, сам видишь. А пока поработай за троих, но получая только за себя».
Само собой, никакой автоматизации и роботизации. Во-первых, это дорого, человек – дешевле. Во-вторых, надо экономить, человек – дешевле.
Всю присвоенную надбавочную стоимость, все сэкономленные на работниках деньги, российский бизнесмен даже не думает инвестировать в собственное производство. Он их будет выводить, самое популярное – в недвижимость, желательно, в другом городе, регионе, стране (например, дешёвая Болгария перед пандемией была в тренде). При этом страшно возмущаться примерами того, что олигархи покупают яхты и виллы за границей. Сам бы так делал, но масштаб не тот.
Кстати, о масштабе. Да, олигархи – те же мелкие предприниматели по психологии своей, они тоже из дремучего совка. Только еще с блатом и криминалом.
Нет, не верю я в российский малый бизнес, и ничуть мне его не жалко. Он просто мелкий вариант монополий и корпораций, приватизаторов и казнокрадов, но с другими возможностями. Радует, что параллельно существуют иные люди, которые не на эксплуатации наживаются, а реализуют свои навыки и идеи. На квартиры и мерседесы им не хватает и не хватит, но они заняты любимым делом и счастливы, от них светлее в этом мире.
Журнал «Крокодил» всегда был точен в описании действительности, но в будущее он не заглядывал. Будущее кончилось, уже давно, мы падаем в зад времён.