Команда Байдена, похоже, полна решимости следовать сценарию Трампа для конфронтации с Китаем. Во время визита в Мемориал Перл-Харбора в Гонолулу многих посетителей поражает надпись на стене музея: – «Конфликт назревает в Азии. Две новые державы, Соединенные Штаты и Япония, поднимаются, чтобы занять ведущие роли на мировой арене. Обе стремятся продвигать собственные национальные интересы. Обе надеются избежать войны. Обе предприняли действия, которые столкнули их в Перл-Харборе». И меется в виду столкновение, которое завершилось внезапной атакой японских боевых самолетов 7 декабря 1941-го года. Это заявление привлекает внимание, потому что, заменив «Японию» на «Китай», его можно было бы легко применить к растущей сегодня двусторонней напряженности между США и Китаем.
К сожалению, американцы, похоже, идут к новому столкновению, ничему не научившись из истории. После Второй мировой войны китайцы вничью закончили войну с американцами в Корее, несмотря на то, что у них было гораздо худшее оружие и огневая мощь по сравнению с тем, что было у войск Соединенных Штатов и других сил ООН. Позднее был придуман фальшивый инцидент в Тонкинском заливе с тем, чтобы оправдать нападение на Вьетнам. Несмотря на бессмысленное использование напалма, Agent Orange, кассетных бомб и других смертоносных нововведений, США бесславно проиграли войну и были вынуждены уйти с позором. А, затем, на один короткий блестящий момент в новейшей истории, противник в холодной войне, бывший Советский Союз, рухнул. Впервые Соединенные Штаты выиграли войну без единого выстрела, и стали единственным сияющим королевством на вершине холма.
Американцы начали надеяться, что дивиденды мира сделают возможным осуществление американской мечты. Но этот проблеск оптимизма был подавлен группой в вашингтонском истеблишменте, которая называла себя неоконсерваторами. Они начали агитировать и продвигать идею о том, что для США близка возможность стать единственной выжившей сверхдержавой и захватить мантию, чтобы править миром. С тем, чтобы проявить явное пренебрежение к этой группе людей, можно охарактеризовать сторонников этих идей как «неоконсервативные бездельники», сокращенно «неоконсерваторы». Эти несгибаемые неоконсерваторы переместились из периферии в центр власти, когда Джордж Буш Буш был избран президентом Соединенных Штатов.
11 сентября стало печальным наследием. Затем наступило 11 сентября 2001-го года. С помощью своих советников-неоконсерваторов Буш незамедлительно начал Глобальную войну с террором (GWOT). США вторглись в Афганистан, потому что там должен был скрываться Усама бен Ладен. Не найдя его в Афганистане, вторглись в Ирак, где войска все еще находятся там более двух десятилетий спустя. Предлогом для вторжения послужило обвинение Саддама Хусейна в хранении оружия массового поражения. Его не нашли, но «потрясли и испугали» иракцев, нашли Саддама и линчевали его.
Имея расширенное присутствие на Ближнем Востоке, США предполагали, что смогут повлиять на многие страны региона с тем, чтобы они подражали тому, что называется демократией. Последовавшая за этим арабская весна, казалось, оправдала ожидания по свержению авторитарных лидеров. За исключением, возможно, Туниса, везде США добились только смерти и разрушения. С помощью американских военных ливийский диктатор Муаммар Каддафи был разгромлен и растерзан уличной мафией. Конечно, Каддафи не был сторонником демократии, но его правление обеспечивало образование, здравоохранение и жилье для ливийского народа и подняло доход на душу населения до более чем 11 000 долларов.
Что случилось с Ливией после Каддафи? Постоянное состояние гражданской войны и страданий мирных жителей. Можно с уверенностью сказать, что демократические реформы и свободные выборы далеки от ума людей, надеющихся просто пережить еще один день. Каким-то образом, США еще дешево избавились от «плохого парня» и потеряли только одного посла и троих американских военнослужащих, а затем ушли. Ливийской нефти им не досталось, но и сапоги не оставили.
США также стали немного умнее после всех конфликтов в ведении войн, используя посредников и не подвергая риску своих солдат. При президенте Бараке Обаме начали использовать дроны-убийцы, чтобы уничтожить предполагаемых «плохих парней» из Аль-Каиды. Погибшие мирные жители воспринимались просто как побочный ущерб без какого-либо выражения сожаления, например, извините, что вы встали на пути.
Президент Дональд Трамп поднял использование дронов на новый уровень, убив Касема Сулеймани, иранского героя войны, уступавшего только верховному лидеру Ирана по известности. Он был убит в аэропорту Багдада вместе с другими иракцами и некоторыми иранскими гражданами. Миссия выполнялась удаленно и не подвергала опасности ни одного американца.
Не были упомянуты волнения в Сирии, Йемене, Египте и других странах в этой части мира. Достаточно сказать, что куда бы США ни пошли, они очень хорошо создавали нестабильность и причиняли хаос. Но, намерения всегда были благородными – продвигать демократию, но последствия неизменно уносили жизни ни в чем не повинных людей и создавали всемирные кризисы беженцев. Это правда, что через десять лет после 11 сентября США, наконец, нашли бен Ладена, скрывающегося в Пакистане, и убили его. Это длилось долго, но необходимым проанализировать и недавнюю историю, чтобы понять текущее состояние международных отношений с Китаем при администрации президента Джо Байдена.
Тенденция, заданная саммитом в Анкоридже. Первая встреча на высшем уровне дипломатов администрации Байдена с дипломатами Китая, состоявшаяся в Анкоридже, Аляска, в прошлом месяце стала убедительным показателем того, что ничего не изменилось в том, как американцы думают о Китае. Это, почти, как если бы госсекретарь Тони Блинкен достал какие-то заметки из мусорного ведра, выброшенного уходящим секретарем Майком Помпео, и продолжил следовать написанному сценарию. Блинкен отказался от обычных дипломатических тонкостей и сразу же обвинил Китай в нарушениях прав человека в Синьцзяне, Гонконге и Тайване, кибератаках и экономическом принуждении среди других преступлений.
Ян Цзечи, ведущий внешнеполитический чиновник Китая и член Политбюро, ответил тем же. Ян сказал, что США не могут критиковать Китай. У Америки есть история геноцида, от искоренения коренных американцев до преследований и линчеваний чернокожих американцев. Когда он упомянул движение Black Lives Matter, то напомнил о белом полицейском, медленно убивающим Джорджа Флойда, упираясь коленом в его шею. Надо признать, что Ян был прав. С тех пор, как Китай начал свою экономическую реформу, он неуклонно работал над сокращением масштабов нищеты, независимо от этнической принадлежности людей, которым оказывается помощь. Единственная «предвзятость» правительства заключалась в том, чтобы помочь самым доступным вначале, а наиболее удаленным позже, когда будут построены дороги и Интернет.
Сегодня Китай с гордостью заявляет, что в нем нет никого, живущего за чертой бедности. Многие развивающиеся страны завидуют успеху Китая и стремятся подражать его модели оказания помощи сельской бедноте и повышения их уровня жизни. Насколько всем известно, в США не уменьшилась бедность. Верхний слой населения в 1% улучшил свое положение и стал богаче, но нижние 50% пострадали от неблагоприятных обстоятельств. Поскольку большинство людей в гетто – это цветные, экономический разрыв в Америке сделал их положение намного хуже.
Более 90% людей в Китае одобряют свое правительство, поддерживают его политику и выражают оптимизм в отношении своего будущего. Опросы, подтверждающие это, проводятся уважаемыми третьими сторонами, такими как Pew Research, и не оплачиваются и не проводятся по принуждению со стороны авторитарного правительства. В США же считается, что, когда действующее федеральное правительство получает одобрение 50% населения, дела идут хорошо. Наша модель демократии гласит, что право носить оружие, носить маску в общественных местах или делать прививки от Covid-19 являются важными политическими вопросами, а не вопросами общественного здравоохранения. Кроме того, сейчас наиболее насущный вопрос заключается в том, как на законных основаниях отказать некоторым американцам в праве голоса. Команда Байдена по Китаю, похоже, не замечает того факта, что многое изменилось между США и Китаем после финансового кризиса, вызванного мошенническим финансированием ипотечных свопов со стороны Уолл-стрит.
Разочарование Китая в США началось в 2008-м году. Разочарование Китая в США и потеря доверия к Уолл-стрит означали потерю веры в американский доллар. Вместо количественного смягчения в американском стиле Китай вложил значительные средства в свою инфраструктуру, в результате чего были построены супермагистрали и крупнейшая в мире сеть высокоскоростных железных дорог. Затем Китай применил свой опыт и знания в создании инфраструктуры для всемирной инициативы «Один пояс – один путь». По последним подсчетам, Китай начал 2800 проектов примерно в 100 странах, помогая им строить и улучшать свою инфраструктуру.
Учитывая общую предполагаемую инвестиционную стоимость в 3,7 триллиона долларов, страны-участницы не могли надеяться увидеть новые дороги, железные дороги, порты или аэропорты без помощи Китая в финансировании и опыта управления проектами. Лучшее, что США могут сделать в ответ, – это предупредить эти страны, чтобы они остерегались того, что Китай продвигает долговые ловушки.
Наряду с экономическим сотрудничеством по инфраструктурным проектам Китай также продвигает открытую мировую торговлю. До того, как Байден был приведен к присяге в Белом доме, Китай заключил крупнейшее соглашение о свободной торговле с блоком АСЕАН + 5 (Китай, Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия) и Всеобъемлющее соглашение об инвестициях с Европейским союзом. Asia Times писала: – «Сообщество наций продвинулось вперед, в то время как благодаря Трампу США остались на станции. Нереально ожидать, что США при новой администрации Байдена смогут просто взять курс с того места, где находились США до разгрома Трампа». К сожалению, администрация Байдена, похоже, думает, что все, что нужно сделать, это сплотить старых союзников, чтобы противостоять подъему Китая. Чтобы оправдать продолжающиеся атаки на Китай официальными лицами при поддержке основных СМИ в потоке лжи и измышлений – еще один Тонкинский залив в процессе становления.
Самая популярная тема в последнее время – обвинение Китая в геноциде уйгуров в Синьцзяне, несмотря на то, что население уйгуров в Китае увеличивается, а не сокращается. Однако это факт, что экономически уйгуры как этническая группа преуспели плохо. Часть усилий, направленных на то, чтобы помочь им выбраться из бедности, заключалась в том, чтобы правительство Китая предлагало профессиональное обучение и поощряло молодых женщин из больших семей, состоящих из нескольких братьев и сестер, соглашаться на работу на фабриках в других регионах Китая. Идея заключалась в том, чтобы расширить представление женщины о мире и повысить ее жизненные ожидания, а также увеличить доход.
Перспектива уехать из семьи в какой-нибудь далекий город, вероятно, является мучительным и травмирующим опытом для молодой девушки, культура которой воспитывает ее с самого рождения, чтобы она подготовилась к выходу замуж, рождению детей и работе на семейной ферме до конца ее жизни. Часто фабричный рекрутер приводил с собой пожилую уйгурку, которая могла описать свой опыт работы на фабрике и то, как ее сбережения позволили ей помочь своим родителям улучшить жизнь и даже переехать в китайский город, чтобы жить с ней.
Китайский документальный фильм стал разоблачением BBC. Пекинская телекомпания CGTN сняла документальный фильм о процессе найма уйгурских женщин на работу на фабриках в других частях Китая. Осмотрительно опустив некоторые части видеозаписи, Британская радиовещательная корпорация (ВВС) превратила документальный фильм в разоблачение Китая, заставляющего молодых уйгурских женщин работать рабами. Благодаря Numuves, который выпустил видео на YouTube, сравнивающее оригинальную китайскую версию и фальсифицированную версию BBC, можно увидеть ловкое мастерство BBC в искажении правды. Можно увидеть, как BBC бесстыдно искажает и фабрикует факты с тем, чтобы демонизировать Китай. К сожалению, ВВС далеко не единственный представитель основных СМИ, который помогает западным правительствам очернить репутацию Китая и «укрепить их позицию выше тебя».
YouTube изобилует обвинениями в адрес The New York Times и других «авторитетных» представителей СМИ в том, что они искажают репортажи с целью усиления антикитайской предвзятости. Таким образом, Байден при поддержке обеих партий и скоординированных ведущими СМИ усилий по искажению фактов может с уверенностью заявить, что превращение Китая в мировую сверхдержаву произойдет не сразу. На самом деле процесс превращения Китая в самую могущественную экономику неумолим и является лишь вопросом времени. Произойдет ли это во время правления Байдена, действительно зависит от того, как долго он рассчитывает быть президентом США. Мы едва ли поставим колено на шею Китаю.
На следующий день после морозной и напряженной встречи в Анкоридже министр иностранных дел Ван И встретился со своим российским коллегой Сергеем Лавровым в Гуйлине, Китай. Они выразили солидарность в своих взглядах и выступили против «одностороннего запугивания» со стороны Вашингтона. Затем Ван И отправился в Тегеран, чтобы подписать 25-летнее соглашение с Ираном на сумму 400 миллиардов долларов. Вливание денег Китаем в Иран ослабит давление американских санкций, а взамен нефть из Ирана повысит энергетическую безопасность Китая.
Союз Китая, России и Ирана, безусловно, должен заставить США задуматься. США отказались от попыток победить талибов в Афганистане через 20 лет нахождения там их войск, и это, конечно, не должно вселять уверенность в дальнейшей борьбе с триумвиратом. Тем не менее команда Байдена, похоже, полна решимости следовать сценарию Трампа для конфронтации с Китаем. Нет более чувствительного и опасного вопроса в отношениях с китаем, чем Тайвань. Тем не менее, США, кажется, полны решимости усилить напряженность в водах вокруг Тайваня и заставить Китай перешагнуть красную черту. Боже, помоги Америке. Если США удастся спровоцировать столкновение с Китаем, то большинство американцев вряд ли увидит, чем закончится это столкновение.
ДЖОРДЖ KOO