Найти тему

ЧТО НАМ ДОЛЖНЫ СКАЗАТЬ, ЧТОБЫ ЗАСТАВИТЬ НАС МЕНЯТЬСЯ

Один из инструментов, заставляющих человека меняться является обратная связь. О том, в каких формах она может приходить в нашу жизнь, можно прочесть здесь. О том, как использовать критику себе во благо, можно прочесть здесь.

Обратная связь, способная обеспечить перемены, должна отвечать следующим требованиям:

1) Содержит совет и описание случившегося, а не критику и приговор. Мы часто тупо нападаем на человека с обвинениями. Такое точно не заставит его измениться. Вместо обвинений попробуйте поставить вопрос по-другому. Например, вот так:

  • Как ты считаешь, почему это произошло?
  • Сейчас, когда у тебя было время все обдумать, не считаешь ли ты, что мог разрешить ситуацию иначе?
  • Как бы ты повел себя в аналогичной ситуации в будущем?

Далее переходите к обсуждению решений, которые помогут уладить ситуацию.

2) Направлена на будущее, а не зациклена на негативном прошлом. Нет смысла пилить человека за прошлое. Его уже невозможно изменить. Лучше сфокусироваться на том, что он может изменить в будущем, что бы эта ситуация не повторилась. Ведь будущее в отличие от прошлого еще можно изменить. В таком случае вы:

  • Даете человеку рекомендацию, если это наставничество,
  • Предупреждаете о последствиях, если это оценивание или
  • Ознакамливаете его со своими ожиданиями.

3) Сформулирована таким образом, что действительно побуждает вас становиться лучше. Окружающие часто используют обратную связь, чтобы обострить в нас чувство вины или просто напомнить о прошлых ошибках, и наша реакция редко бывает положительной. Негативная обратная связь, как ничто другое, заставляет нас занимать оборонительную позицию. Мы склонны воспринимать только те оценки, что соответствуют нашей самоидентификации, и отвергать те, что с ней не совпадают.

4) Должна быть немедленной. Как часто бойфренды упрекают вас: "А вот ты бы еще вспомнила то, что я сделал год назад!"

5) Должна быть конкретной. Что именно вы хотите от человека, чтобы он изменил, исправил, сделал? Не пускайтесь в обтекаемые рассуждения о чувствах и впечатлениях, не ходите вокруг да около, не давайте намеков. Например, вместо того, чтобы обижаться на то, что парень вам не подарил цветы. Прямо ему раз и навсегда скажите, что на все праздники вы бы хотели получать цветы. И вопрос будет закрыт на все оставшиеся праздники, что вы проведете вместе.

6) Выделяйте суть. Есть предел критики, которую может вынести человек. Найдите ключевые моменты и ограничьте обсуждением их. Часто бывает, что люди начинают обсуждать что-то одно, но скатываются до припоминания абсолютно всех грехов. Помните, есть предел критики, которую может вынести за один раз человек, поэтому лучше сфокусироваться на том, что наиболее важно именно сейчас, а не припоминать все-все-все.

Все люди реагируют на положительную и отрицательную обратную связь по-разному. Реакции на угрозы и неприятности возникают быстрее, протекают интенсивнее и подавляются труднее, чем реакции на удовольствия и благоприятные возможности. Это наблюдение проливает свет на вечную загадку обратной связи: почему даже сотня комплиментов не способна заглушить боль от одного критического замечания.

7) Не забывайте про позитив. Говорите не только о том, что нужно улучшить, но и том, в чем человек хорош.

Если же вы в ситуации, когда обратной связи нет и вы бы хотели ее получить от авторитетного для вас человека, тогда сориентируйте его в том, что конкретно вам нужно. Например, вот так:

  • Назовите какое-то одно из моих действий, которое мешает мне преуспеть
  • Что мне следует в себе изменит, чтобы это было лучше для вас?

Материал написан по книгам "Прыгни выше головы" Маршалла Голдсмита, "Управление результативностью" Майкла Армстронга и Анжелы Бэрон, "Спасибо за отзыв: как правильно реагировать на обратную связь" Дугласа Стоуна и Шейлы Хин.

Позже напишу еще несколько статей на тему обратной связи

ПОДПИШИСЬ, ЧТОБЫ ПРОЧИТАТЬ МОИ НОВЫЕ СТАТЬИ