В одном из рассказов я писал как попал в бригаду к междугородникам , по современному дальнобойщикам: до того как начать ходить по рейсам был простым подменным шофёром.
В рассказе "Вредный" Фрайтлайнер" разговор был о том как трудно "общаться" с незнакомой и сложной техникой... А тут простенький ГАЗ-53... Но чужой, и со своим характером))...
...Начало сентября, утро, на служебном ЛАЗе едем в АТП. Смотрю в окно и думаю: "на какую машину меня сегодня на подмену посадят? А то всё ЗиЛки, ГАЗики,а как же хочется на МАЗ и в рейс и куда ни будь подальше!...
На прошлой неделе так вообще на "молоковозке" ГАЗ-66 работал! Чуть ли не раньше всех в автобазу приезжал! Да ещё и этот запах прокисшего молока... Обещал же колонный, что по рейсам начну ездить, а тут...
-Станция "Петушки", конечная, освобождаем салон!)) -Пошутил автобусник.
Возле диспетчерской меня уже поджидал начальник колонны с Вовкой "Свиридом" у которого левая рука была на перевязи. Можно и не спрашивать: сегодня "моя" машина ГАЗ-53 "Продукты"...
-Привет Игорь, Володька на больничном, принимай у него машину, бери путёвку и в ОРС... -Дал команду колонный.
-Да я уже понял, но вы же обещали, что я в рейсы буду ходить...
-Вот и поедешь... в Читу.
-Понял, а когда?
-Путёвку бери, в ОРСе всё скажут, да и Володька тебя в курс дела введёт...
-Чё Володя с рукой? Долго болеть будешь?
-Нет, вывих просто, но болит зараза. Бери путёвку и пошли покажу где и что...
Взял я путёвку, оформил "командировку" и пошли мы со "Свиридом" на стоянку:
-Показывай, что и как на твоей "зажигалке")).
-Всё просто "мазута")), это тебе не "КрАЗ" с целым лесом рычагов)). Машина почти в порядке, тормоза, коробка, сцепление. Мотор тоже, только масло подъедает, так что "Автол" набери с собой, канистрочка в ящике, там же и ведро, шланги, ну и всякая мелочь.
-Ключи все есть?
-Да: балонник, монтажки, кувалдочка, а за спинкой набор "головок", только не давай никому, а то потом фиг догонишь! Домкрат зиловский...
-А "запаска" есть?
-Ага, в будке лежит, когда грузится будешь ты её назад откати, места всегда хватает. А если кто из экспедиторов будут ныть типа: "не место ей среди товара", скажи, что в кабину затолкаешь, сразу замолкают)).
-А баки оба работают?
- Да. И ещё смотри по весу что бы не перегрузили! Им волю дай так они под потолок накидают!))
-А как по весу смотреть?
-На коробках вес написан, если бочки с маслом то примерно 250 кг каждая, разберёшься короче. Ну что ещё? А ну всякая мелочёвка, свечи, провода, гайки, винтики..., в бардачке, в аптечке лампочки..., насос за спинкой, ну он редко когда нужен)).
И выезжай лучше вечером, в город приедешь, в автоколонне переночуешь, а утром сразу на "бакалейку" загрузишься и домой.
-А сегодня то чё делать?
-Езжай в ОРС, пока тару соберёшь уже и обед будет, ну а там уже можешь и на Читу двигаться, всё давай, а то я на автобус опоздаю...
В конторе ОРСа меня сразу же погнали грузить тару из магазинов: ящики, и сложенные картонные коробки, дали ЦУ:
-Завтра в 8.00 как штык будь на "бакалейке", там уже тебя будет Лидия Михайловна ждать, она тебе всё и погрузит, смотри не опаздывай!
-Понял. А тару куда?
-Там же и выгрузишь...
В пять вечера заправил полный бак, я выехал из посёлка. Да уж, это не КрАЗ)), машинка лёгкая, но какая то тесная, ЗиЛ в этом плане получше будет... за то скорость: 80-90 км/час идёт... а по прямой и всю "сотню" берёт!))...
Перед посёлком Могойтуй грунтовка началась, трясёт но терпимо... И тут мотор заглох! Этого ещё мне не хватало! Остановился, капот открываю: чего тебе не хватает?!
Ага, ну вот же: Высоковольтный провод вылетел из катушки зажигания, наверное, от тряски по гребёнке. Вставил, на ключ: всё завёлся!
"По коробке" и дальше в путь. Еду дорогой наслаждаюсь)). Асфальт начался, но не многим лучше грунтовки, выбоина на выбоине. Чувствую движок мощность потерял. Я опять под капот... Ну что ты будешь делать! Опять провод выскочил только теперь из наконечника свечи.
Присмотрелся, а они, провода, почти все спичками и тонкими палочками в наконечниках закреплены! Ну я тем же "колхозным" способом поплотнее и укрепил их, что тут ещё придумаешь!))
Стемнело, фары включил, да уж "свет" ещё тот)). Не прошло и десяти минут, правая фара погасла! Снял фару: лампочка сгорела. В аптечке, где должны быть лекарства, нашёл лампочку, заменил и опять в путь.
Еду и думаю: что то не возлюбила меня ГАЗушка, то ей не так, это... таратайка какая то, то ли дело дизель!... И в этот момент движок опять отказался ехать!
Да что ты будешь делать! Не машина а уё....е какое то! Чермет ниочёмный! Катастрофа на колёсах вонючая!...
Опять под капот нырнул, темень! Пощупал все провода высоковольтные: на месте. Ну это не дело! В темноте я ничего не увижу. Нашёл в кабине "переноску". Ну куда лезть? Что делать?
А надо сказать что познания, в мои 22 года, о карбюраторных автомобилях были скромные, чисто теоретические, работал я на КрАЗе, да и отец меня учил на КамАЗе и МАЗе...
Может катушка? Нашёл такую в кабине, заменил, ноль эмоций, снял крышку трамблёра: контакты, бегунок... а может крышка? Ну вот же! Уголька то нет! куда он делся? Видел я крышку, сейчас заменю...
Завелась! Это же издевательство, а не машина! То ли дело дизель))...
В автоколону я приехал уже поздно ночью, и сразу же спать... Какой же это сон: при моём росте 182см в такой кабинке! Спал не спал, но время до утра скоротал)). Заправился на ведомственной заправке, долил "Автол" в движок и в город, на базу. Главное не опоздать!
Еду и даже думать боюсь, о том, что машина может подвести. Доехал я до базы без приключений, нашёл Михайловну, выгрузил тару.
-Повезло тебе: всего то два наименования грузить: маргарин и "морскую капусту" ))... И у тебя колесо в будке болтается! Да что же вы водилы места другого найти ему не можете!... -Возмутилась Михайловна.
-А я его в кабину положу...
-Да мне хоть ты его себе на башку положи! Всё равно! Я поездом обратно поеду! Умник нашёлся))....
Я внимательно считал коробки которые грузили в будку, получилось почти 4 тонны, и с Михайловной не пришлось спорить, она сама сказала "хватит".
-Ну всё, вот тебе накладные езжай, в посёлок приедешь, в автобазу не суйся, сразу к нам на склады, там машину оставишь.
-Хорошо, а ночью то пустят?
-Конечно...
Выехал я с "бакалейки", ох и "грустно" то на гружённой ГАЗушке, пока разгонишься уже горка, и всё: "вторая", а то и "первая"! Но едет, а по прямой бывает и все 85км/час)). Лишь бы не выёживался этот "чермет"!
Ни прошло и десяти минут, чувствую руль вправо тянет! Выбрал где обочина поровнее остановился: правое переднее колесо на половину спустило, да ещё и шипит как гадюка! Издевается надо мной!
По привычке (как на КрАЗе) хотел сначала камеру поменять, но потом передумал: компрессора на этой машинке нет, а насосом качать то ещё удовольствие. Из будки достал «запаску».
Конечно это не КрАЗовское колёсико, но всё равно вспотел пока поменял))...
Еду дальше и «восхищаюсь» грузовиком: ну что это за машина такая? Грузу то и 4-х тонн нет, а она еле едет, толи дело дизель…
Глянул на приборы… А стрелка амперметра в минусе!
Ну нет! Ты чё сволочь вообще меня достать решила?!...
Уже по привычке открываю капот… Ремень генератора слетел, я же ремни проверял, когда масло доливал! Что не так?! Чё тебе от меня ещё надо?!...
Болта на «скобе» натяжения генератора нет! Ничего, это не проблема, у Володьки этого добра полно!... Нашёл нужный болтик! Всё можно ехать!...
До дома осталось каких-то десять вёрст! В подъём подняться, да спустится, а там по месту я как ни будь на тебе зараза два дня откатаюсь!...
И опять что-то не так! Не пойму: вроде бы на правую сторону ГАЗушка заваливаться стала, да и качает её как-то… Останавливаюсь: Да как так то ?! «Внутряк» правый на заднем мосту спустил полностью!
Да иди оно куда подальше! Сил моих больше нет! Два колеса за один день! Нет хватит с меня на сегодня! Доковыляю до посёлка. Давай ГАЗушка, поимей ты совесть уже! Хватит надо мной измываться! Прошу тебя!,,,
Доехал-таки я до базы ОРСа, сдал машину под охрану сторожей и домой, благо не далеко было…
А утром, когда разгрузился, поехал в АТП, но и на этом мои мучения не закончились! Пока открутил, ругая зловредную ГАЗушку на чём свет стоит, шесть гаек и шесть футорок, умаялся!
«Прикипели» они здорово! Это на КрАЗе, где за неделю по нескольку раз приходилось колёса делать, там они не успевали «прикипать», да ещё смазывал я их «нигролом»…
А через день и Вовка на работу вышел, не было у него никакого вывиха, просто в деревню ему срочно надо было к родителям сгонять, а колонный не отпускал))…
Вот тебе, и бездушная железяка! Нет ребята всё не так! У техники всё есть: характер, привязанность, а значит и душа! Когда поймёшь это, и будешь относится к машине подобающим образом, с уважением, тогда машина тебя никогда не подведёт!!!...
Друзья, коллеги, подписчики, если у вас есть что добавить, или у кого-то есть подобные истории. А кто-то имеет своё мнение, на описанное в рассказе, то милости прошу в комментарии!
Спасибо огромное всем за внимание! Не забывайте пожалуйста ставить "лайки", помогите продвинуть канал, ваши оценки и внимание очень важны для меня!
Благодарность автору добровольная и анонимная:
Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких ! Ещё раз спасибо !
Рассказ художественный и лишь основан на реальных событиях . Всё совпадения с реальными людьми, населёнными пунктами, и прочее случайны.
Все коллажи созданы автором, фото позаимствованы из интернета и свободных источников.