Мы привыкли видеть нарисованный мир глазами художников сквозь призму реализма или абстракционизма, импрессионизма или сюрреализма. А давайте взглянем на самих художников их глазами? Какими они видят себя? Какова их миссия, их предназначение, если судить по автопортретам?
Во Владивостоке в известном музее современного искусства «Артэтаж» недавно проходила уникальная выставка, собравшая 100 автопортретов художников Приморья: 59 – женских и 41 – мужской. Подобное мероприятие уже было в 1998 г., на ней показывали 110 автопортретов. И вот – новое событие! На выставку представили автопортреты как известные в Приморье и за его пределами художники (Виталий Медведев и Владимир Погребняк), так и менее известные, но, безусловно, талантливые живописцы: Роман Гвоздев, Наталья Силютина, Вероника Арон и многие другие. Кстати, недавно мой канал взял интервью у Романа Гвоздева, художника, ученого, поэта, музыканта, спортсмена (прочитать можно здесь: 1-я часть интервью, 2-я часть интервью).
Автопортреты созданы в разных техниках и различными материалами: они выполнены маслом и карандашом, акварелью и тушью. Я отобрала несколько самых любопытных, на мой взгляд, работ. Итак, давайте подойдем к анализу автопортретов по гендерному признаку. Какими себя видят художники, а какими – художницы? 10 мужских автопортретов, написанных на холсте или бумаге, и 1 работа, выполненная на 4 D принтере. Хотя стоп, ведь есть еще одна плоскость, заслуживающая внимания. Полотном автопортрета Василия Галактионова стала часть балконной двери, с отбитой краской, покрытая ржавыми пятнами. И дверь возникает не просто так. Она связана с изображаемым. Автопортрет Василия Галактионова – это взгляд в дверной глазок человека, к которому художник пришел в гости.
Идея приема гостей, уютного чаепития появляется и на рисунке Александра Шалагина. Мы видим художника, пьющего чай, в профиль. На столе – чайник и банка, нож, воткнутый в хлеб – обыкновенные атрибуты обыденной жизни простого человека. Возникает ощущение, что в избе находится еще два героя: на одного из них смотрит художник, а другой разглядывает самого художника. И человек рассматривающий – это зритель. Так мы становимся участниками происходящего.
Не все художники проявили оригинальность. Кисточка – их очевидный атрибут. С нею в руках изобразили себя Тигран Зурначян и Владлен Камовский. У первого кисточка направлена вниз, а у другого – вверх. Но обе они производят впечатление волшебной палочки.
Виталий Медведев вытирает свои кисточки, а Владимир Погребняк изобразил себя, рисующего автопортрет. Карен Саргсян, похоже, написал собственный образ в зените славы: на фоне его автопортрета изображены фигуры молодых мужчины и женщины, активно рассматривающих полотно.
На автопортретах есть море. Ну как же во Владивостоке и без моря? Роман Гвоздев создал диптих, где значимыми частями выступили его голова в профиль на фоне моря и его руки, связывающие веревку. (Кстати, вот интервью с этим замечательным художником, спортсменом, музыкантом)
Другое море на полотне Романа Мартынова. Работа называется «Павший воин». Считывается цитирование двух значимых для живописи персонажей: Адама (но на автопортрете нагота прикрыта фламинго, а не листком фигового дерева) и Афродиты, явившейся из моря.
Александр Гунзенов делает отсылку к корням, изображая себя в традиционном монгольском костюме. Автопортрет именуется «Человек из рода Сальджиут» (сальджиуты – одно из монгольских племен). Так нивелируется исключительность художника, для которого быть частью семьи, рода оказывается неизмеримо важным.
Работа Михаила Павина, выполненная в 4D печати, названа автором «Человек-пароход». Сразу всплывает в памяти и Владимир Маяковский с его стихотворением «Товарищу Нетте – человеку и пароходу», и образ почтальона Печкина, упоминающий Ивана Федоровича Крузенштерна – человека и пароход. А вообще выражение человек и пароход означает специалиста, известного в узких кругах. Таким, видимо, Михаил Павин себя и считает. Труба, заменившая часть головы, выбрасывает в этот мир не пар, а гениальные идеи. Наверное, гениальные.
Для меня загадкой остался автопортрет Александра Злотникова. Кого он представляет? Зомби с неимоверно широким ртом, не выражающим эмоций? Человека с кожей, обожженной творчеством, как обжигает кислота?
Перелистываю фотографии автопортретов и пытаюсь найти что-то, объединяющее их всех, художников Приморья, создавших такие разные работы. Думаю, это обнаженная душа. Та самая, которая лишь улавливалась прежде в их пейзажах и натюрмортах, а в этот раз стала не только источником, но и объектом творчества.
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!