«А мёд (я никак не пойму в чем секрет!)… Мёд - если есть, то его сразу нет»
(с) Борис Заходер
Обычных граждан и тех граждан, которые еще и инвесторы, зарплата интересует с разных точек зрения.
Обычные граждане на зарплату просто и незатейливо живут. Хотя, если зарплата хорошая, то живут на нее вполне затейливо ))
А граждане, которые по совместительству еще и инвесторы зарплатой распоряжаются гораздо более креативно.
Во-первых, конечно, и на проживание часть ее расходуют, не без этого.
Во-вторых, часть зарплаты сберегают. А то что удается сберечь – то есть, то, что от этой самой зарплаты к концу месяца остается – вдумчиво инвестируют.
Но инвесторов зарплата интересует не только своя.
То есть и простому человеку вопросы зарплаты всегда интересны.
Но простому человеку интересны вопросы прикладные, например, такие: «это какая же такая зарплата у гаишника с седьмого этажа, который паркует во дворе новенькую Бэху?»
Или «почему зарплата всегда кончается так же быстро, как мед у Винни-Пуха?»
Или: «какая зарплата у соседа дяди Васи? И почему он всегда просит денег «до зарплаты?» и когда же у дяди Васи, вообще, наконец, будет зарплата. Потому что деньги, взятые «до зарплаты», он так ни разу и не отдал» ))
А вот инвестора вопросы зарплат интересуют на макро-уровне. Так сказать – в общегосударственном масштабе. По крайней мере – должны интересовать.
Ну что ж, раз должны инвестора вопросы зарплаты интересовать – не будем выделяться, давайте и мы поинтересуемся. Что там в стране с зарплатами?
Начнем по порядку. А чтобы начать по порядку, начать нам придется не совсем с зарплат. Даже совсем не с зарплат. Начнем с такой грустной темы как безработица .
Интересно, что во всем мире это один из самых важных показателей «здоровья» экономики – статистика по безработице .
Почему это так важно? И почему мы разговор начали вроде «за здравие» (о зарплатах – о приятном), а продолжаем о безработице («за упокой», получается – о грустном). Какая связь то?
Да самая прямая связь. В двух словах это выглядит так, излагаю совсем просто, чтобы не растекаться мыслью по древу.
Если в стране есть безработица и она растет, значит в стране не создаются новые рабочие места. А из этого следует, что:
1. Экономика на спаде (причем эта характеристика – наиболее объективная, как раз рабочие места новые труднее всего «нарисовать»).
2. Экономика на спаде – меньше налогов, меньше бюджет, меньше государственных расходов (ну, это в нормальные времена, когда государства не печатают деньги с такой скоростью, как сейчас )))
3. Меньше рабочих мест – работники конкурируют за те рабочие места, которые есть – зарплаты не растут (зачем поднимать зарплаты, если работников «за забором» и так полно).
4. Зарплаты не растут – потребительский спрос стагнирует – экономика идет дальше на дно.
Соответственно, когда безработица падает – появляются новые рабочие места – весь процесс раскручивается в обратном направлении:
1. Компании вынуждены конкурировать за работников
2. Компании повышают работникам зарплаты
3. В стране повышается потребительский спрос
4. Компании больше зарабатывают
5. Государство получает больше налогов
6. PROFIT )) все в выигрыше.
Для наших дальнейших рассуждений важно увидеть взаимосвязь между безработицей и ростом зарплат. Эта взаимосвязь есть, прямая и непосредственная. От нее никуда не денешься.
Работник продает свой труд. Работнику надо кушать. Если нет возможности ПРЯМО СЕЙЧАС продать свой труд подороже – он вынужден продавать свой труд дешево. То есть рост зарплат возникает только тогда, когда на работодателя «давят» другие работодатели (ну, или закон о минимальной оплате – не будем уж такие крайности рассматривать).
Почему я так заостряю на этом внимание? Дело в том, что с точки зрения официальной статистики у нас в стране не очень высокий уровень безработицы . 5,9 % всей рабочей силы – около 4,3 миллиона человек.
Для сравнения – в США сейчас уровень безработицы 6,2%, и это он снизился с 6,9% в октябре 2020.
В Испании, где проблема безработицы стоит остро уровень безработицы на настоящий момент 16,13% по стране и до 40% в отдельных регионах.
В Греции уровень безработицы достигает 15,8%.
Но вернемся к нашей стране. Из 4,3 миллиона безработных только 1,3 миллиона получали пособие по безработице. А чего так? Почему остальные за пособием не пошли? Да пособие такое «жирное», что многие не стали его оформлять – это очевидно. Минимальное пособие – 1500 рублей (не опечатка). Максимальное – 12130 (на первые три месяца).
Я вот честно не могу понять одну вещь – если есть установленный государством прожиточный минимум. И он больше 1500 рублей. То для чего в принципе выплачивается 1500 рублей??? Ведь официально признается государством – на эту сумму прожить нельзя. То есть у меня и про выживание на 12130 большие сомнения, но на 1500 само государство признает – совершенно точно нельзя прожить.
Ладно, дай Бог, чтобы никого из читателей не коснулась эта беда. Продолжим изучать это явление с академических позиций.
Итак, безработица у нас вроде не особо велика. Значит должно быть все в порядке с зарплатами? Раз низкая безработица – должны расти зарплаты. Проверим этот постулат?
А вот и нет. С самых первых лет перестройки западных исследователей нашего рынка труда поражает такой чисто российский феномен – нищета при полной занятости. Грубо говоря – проблема нашего рынка труда не безработица, а «беззарплатица» .
Посмотрите комментарии, например, к статье о Ростелекоме –сотрудники Ростелекома и члены их семей пишут в комментариях об отсутствии индексации зарплат либо об отставании такой индексации от реальной инфляции.
Подобная картина не на одном Ростелекоме, а на многих предприятиях. Реальные располагаемые доходы населения по мнению Росстата (обратите внимание – беру только официальную позицию властей) на настоящий момент на 10% отстают от уровня 2013 года.
Причем, как мне представляется, «благостная» картина с якобы отсутствующей в стране безработицей складывается по двум причинам:
1. Население не обращается в центры занятости, поскольку пособия крайне низкие (а реальной помощи с трудоустройством и того меньше) и смысла в таких обращениях население не видит.
2. Огромное количество рабочих мест, уровень оплаты на которых предполагает, что на них не могут работать местные кадры (то есть рабочие места изначально предполагают занятость гастарбайтеров).
Поясню пункт 2. Получающий 20 тысяч рублей дворник не может быть жителем Москвы. Он не может иметь в Москве жилье, содержать семью, детей и т.п. У этого дворника просто не хватит денег на еду , коммуналку, детский садик и т.п.
НО – такой дворник может быть гастарбайтером, проживающим в общежитии. Питающимся из общего котла и отправляющим семье на далекую Родину 15 тысяч из 20 заработанных.
Так и получается, что вакансий вроде бы много, а работы с адекватной оплатой по факту – мало. И за ту работу, которая есть люди вынуждены держаться, пока она дает возможность содержать семью.
Подведу несколько итогов из вышеизложенного.
1. Иллюзия низкой безработицы в стране во многом обусловлена спецификой нашего рынка труда с большим количеством низкооплачиваемых рабочих мест, где занятость местных работников не предусмотрена и сейчас муниципальные службы уже организованно занимаются вербовкой работников на такие позиции из стран СНГ.
2. Статистика безработицы искажена нежеланием граждан регистрироваться в службе занятости из-за крайне низкого пособия и неэффективности помощи в поиске работы.
3. Покупательная способность населения падает. Реальные располагаемые доходы населения как минимум (по официальной статистике) на 10% отстают от уровня 2013 года.
4. Роста реальных зарплат не приходится ожидать, поскольку реальная безработица выше официальной и реальных изменений к лучшему в этой области не видно.
Для нас, как инвесторов из этого следует – ретейл и строители, эмитенты опирающиеся на рост доходов населения – попадают в зону риска. Банки, кредитующие беднеющее население, тоже могут оказаться под давлением неплатежей или падения спроса.
Учитывайте это, делая свои инвестиции – ведь если правильно выбирать акции для вложений, даже в стране, где люди зарабатывают все меньше можно стать настоящими миллионерами ))