Для изготовления зимних и летних шин используются разные по составу и структуре материалы. Для зимних шин более мягкие , для летних шин более жесткие. Летние шины теряют эластичность при низкой температуре и, как следствие, увеличивается тормозной путь, меняются сцепные характеристики, причём не в лучшую сторону, падает экономичность. Зимние шины , наоборот, на морозе обеспечивают достаточное сцепление колес с дорогой, а с повышением температуры теряют в характеристиках, поэтому зимнюю резину не рекомендуется использовать летом. При высоких температурах такие шины увеличивают расход топлива транспортного средства, становятся шумными, управляемость автомобиля ухудшается, а износоустойчивость зимних шин не оставляет ни единого шанса сэкономить.
Считается, что хорошо менять резину, когда среднесуточный температурный показатель снижается до +5–7 градусов , и такая погода сохраняется на протяжении недели. Здесь важно учитывать и критические показатели – самые низкие и высокие. Ведь при превышении +7–9 градусов зимние покрышки начинают терять свои преимущества. А при сильном понижении движение на летних шинах становится небезопасным. Планируя замену при средней температуре в 5 градусов, легко обезопасить себя. В этот период выпавший снег на долго не задерживается на покрытии. И в шиномонтажных центрах нет больших очередей. Среднесуточный температурный показатель может быть понижен или повышен в зависимости от условий эксплуатации, региона.
Условно по составу резиновой смеси можно соотнести со скандинавским типом мягкие шины, шины средней жесткости с шипованными , и жесткие с европейским типом
Эксплуатация покрышек с завышенной грузоподъёмностью увеличивает срок их эксплуатации, но и уменьшает эксплуатационные свойства, а заниженная грузоподъёмность приводит к быстрому и неравномерному износу.
Шипованные автошины считаются самыми безопасными, так как их ходовые качества наиболее сбалансированы. шипованная шина идеальна для обледенелой или укатанной снегом дороги, а так же очень хорошо зарекомендовала себя в условиях большой заснеженности, на загородных трассах и в сельской местности;
в случаях низкой заснеженности или отсутствии таковой, на расчищенных и обработанных антиледовыми реагентами дорогах шипованная шина проигрывает в целесообразности фрикционной, она быстрее изнашивает дорожное покрытие, подвергается жёстким воздействиям на шипы, что способствует их выпадению и, что не маловажно, сильно шумит.
с падением температуры резина «дубеет» и сцепные характеристики снижаются, но это справедливо для любой автомобильной шины
Чем больше прорезей, тем больше возможности зацепиться за шероховатую структуру льда . В пятне контакта ламели раскрываются под силой тяжести, и увеличивается площадь соприкосновения шины с дорогой. Чем уже шина на автомобиле, тем быстрее и сильнее раскроются ламели, ведь чем меньше пятно контакта, тем большее удельное давление оказывается на шину в месте контакта с дорожным покрытием. Более узкая шина менее подвержена эффекту сплешпленинга (аквапланирование на зимней шуге). Но и злоупотреблять не стоит, ведь вы хотите купить зимнюю шину не на один сезон, да и управляется автомобиль на высокопрофильной шине хуже, чем на низком профиле
Чем же отличаются «скандинавки» от «европеек»? Составом резиновой смеси.
Количеством ламелей в рисунке протектора.
Чем мягче протектор шины и чем обильнее нарезка протектора, тем ниже рекомендованная температура их использования. не дающая резине твердеть при низких температурах, уменьшающая коэффициент сопротивления и тем самым уменьшающая расход топлива.
Чем мягче покрышка, тем меньший индекс скорости ей присваивает производитель. Часто шины северного исполнения имеют маркировку Q (160 км/час), R (170 км/час), Т (190 км/час).
В тяжёлых зимних условиях тормозит лучше «скандинавская», на сухом асфальте – «европейская».
чем выше профиль шины у вашего авто, тем меньше вероятность получить «пробой» подвески, деформировать диск и «заработать» разрыв кордовой нити (так называемые «шишки» и «грыжи») или боковой порез шины.
Вывод прост: из списка рекомендуемых размеров для зимы следует выбирать оптимальный размер с точки зрения состояния дорог – для ходовых качеств: уже шина; для комфорта и безопасности: выше профиль.
Ламели.
Их нарезка производится по современным технологиям. Форма нарезки может быть разная – прямая ламель, зигзагообразная (Z-ламель) и объёмная (3D-ламель) коническая или сферическая.
МАРКИРОВКА – НАШЕ ВСЕ!
Каждая шина маркируется производителем. По данной маркировке можно судить о тех качествах, которыми обладает резина. Начнем, пожалуй, с такого показателя, как:
• Дата изготовления . Выглядит в виде четырех цифр на боковине шины (первые две цифры – номер недели года, вторые две – сам год);
• Износостойкость . Данный параметр называется «Treadwear» и исчисляется в единицах. Стандартная износостойкость – 100 ед. Их обычно хватает на 48 000 км. пробега (на сезон);
• Индекс скорости . Обозначается буквами английского алфавита – от N (140 км/ч) и до ZR (выше 240 км/ч). Тем, кого интересует быстрота езды и такой показатель, как низкий износ, лучше всего брать шины с маркировкой «S»;
• Показатель нагрузки . По своей сути он означает, какой вес приходится на каждое колесо. По словам специалистов, данный индекс должен быть в пределах 30 — 35 процентов от веса снаряженного автомобиля;
Дата изготовления
• Тип шин . У зимних моделей резины маркировка должна быть «M+S» (Mud + Snow) и/или «Winter», что в переводе означает «грязь и снег» и/или «зима». Не стоит брать шины с маркировкой «All season» — «Всесезонные» или «All weather» — «Всепогодные», поскольку некоторые производители шин выпускают подобную продукцию для регионов с жарким типом климата, где зимой температура опускается лишь до нуля и не более;
• Сертификация . Буква «Е» означает соответствие требованиям Евросоюза, а «DOT» — требованиям США. Иногда на некоторых моделях присутствуют обе эти маркировки.
Дополнительно маркируются такие признаки, как показатель сцепления на мокрой дороге (от A до G), топливная экономичность (от A до G), а также акустический комфорт (1 деление – оптимальный уровень, 3 деления – слабый). Также стоит напомнить, что профессиональные внедорожные и гоночные шины не маркируют, как и наварные, шипованные и некоторые другие типы. Это стоит учитывать при покупке.
Полное описание маркировок
Итак, подведем итоги. Предлагаем вам пошаговый ликбез, который поможет начинающим:
1. Определяемся, какой тип шин будет предпочтительней для того, чтобы машина была «на ходу» (европейский или скандинавский);
2. Определяемся с производителем (фирменные (типа Michelin, Pirelli, Bridgestone); крепкие середнячки (например — Firestone, Kleber, Toyo и т.д.); дешевые (Rosava и т.д.);
3. Определяемся со спецификацией, для чего изучаем размер и тип шин, приемлемых для каждой конкретной модели автомобиля. Эти данные можно найти в сервисной книжке. Зная их, стоит покупать шины исключительно того типоразмера, который указан в сервисной документации. Именно они обеспечивают наиболее безопасный режим эксплуатации машины;
4. Выбираем надежного дилера, который не продаст поддельные шины под видом фирменных;
5. Осматриваем шины, при этом желательно провести пару практических тестов. Конечно, на свою машину новую резину вам никто ставить не разрешит, но можно с собой принести обычную текстильную рабочую перчатку. Ею можно провести в направлении рисунка протектора и если перчатка нормально скользит, то сцепление будет хорошим;
6. Ощупываем шины, чтобы определить их мягкость. Если шины мягкие и хорошо прогибаются под пальцами, то такие шины не затвердеют и будут хорошо выполнять свою функцию;
7. При покупке смотрим на срок годности покрышки, она не должна быть больше 2 лет (3- и 4-летние шины могут уже иметь не те качества). Дату производства шины можно найти на боковой поверхности колеса (четыре цифры);
8. Смотрим на маркировку и требуем у дилера сертификат соответствия, который доказывает, что именно этот тип шин подходит для эксплуатации на территории нашего государства.
И последнее, что следует отметить, менять резину нужно сразу на всех колесах и не стоит с этим затягивать, чтобы не рисковать расходами и опасностью для вашей собственной жизни в момент ДТП, вероятность которого значительно повышается из-за плохого сцепления летних шин с зимней дорогой. Так что как только погода начинает портиться, а температура воздуха падает до плюс 7, можно смело ехать на СТО и менять резину.
Шина с ненаправленным протектором
Шины с ненаправленным протектором считаются наиболее универсальным и наиболее доступными по цене – их частенько устанавливают на новые автомобили еще на заводском конвейере. Такие шины в первую очередь удобны в управлении. Кроме того, они имеют еще один неоспоримый плюс – они могут останавливаться на любую сторону автомобиля. Такой рисунок протектора чаще встречается у летних шин, зимних же шин с ненаправленным рисунком протектора в настоящий момент практически не встречается.
Шина с направленным протектором
Шины с направленным рисунком протектора в первую очередь отличаются повышенной курсовой и поперечной устойчивостью автомобиля и отличным сопротивлением аквапланированию , так как такой вид протектора позволяет быстро и эффективно отводить воду из площади контакта шины с дорожным покрытием. Единственный минус направленных шин – это необходимость установки только на определенную сторону автомобиля. Для правильной установки такой резины нужно ориентироваться на стрелку под словом “ROTATION” на боковине, которая показывает направление вращения колеса.
Протектор шин для бездорожья
Зимние шины для бездорожья отличают большие сильно отдаленные друг от друга блоки протектора, а также широкие и глубокие ламели, ориентированные преимущественно поперек шины. Такой вид протектора способствует высокой проходимости и способности эффективно “загребать” снег.
Протектор скоростных шин
Скоростные шины имеет вид протектора абсолютно противоположный протектору внедорожных шин. Их отличают большое количество небольших и невысоких блоков протектора, а также неглубокие ламели. Такая резина чаще всего имеет направленный характер протектора и большие продольные отводящие каналы, способствующие большей курсовой устойчивости.
Симметричный протектор
Симметричный рисунок у протектор зимних шин (также, как и ненаправленный рисунок) – это признак универсальности и ценовой доступности. Шины с симметричным протектором часто не имеют каких-то ярко выраженных положительных и отрицательных качеств, а имеют плюс-минус средние показатели по всем характеристикам .
Асимметричный протектор
Шины с асимметричным протектором по сути, как бы состоят из двух отдельных частей , в одной из которых сделан упор на одни характеристики, а в другой – на другие. Часто и жесткость самой резины этих двух частей отличается, чем достигается еще большая поперечная устойчивость, особенно при поворотах и перестроениях. С одной стороны оба этих решения кажутся разумными, с другой же – это видится попыткой “угнаться сразу за двумя зайцами”, так как площадь соприкосновения с дорожным покрытием каждой из частей получается в два раза меньшей, а значит и эффективность акцентированных характеристик каждой из сторон будет тоже меньше.
За счет сложности производства таких шин – цена их получается значительно выше.
Для правильной установки таких шин каждая из сторон маркируется соответствующим образом: внешняя – “OUTSIDE”, внутреняя – “INSIDE”.
На русский язык словосочетание “Run Flat” (Ран Флэт) переводится как «движение на спущенных колесах». продолжить движение на расстояние порядка 80-150 км (в зависимости от загруженности машины) на скорости не более 80 км/ч