Система зарядки автомобиля - это генератор, аккумулятор и два толстых провода между ними. В качестве минусового - кузов и рама автомобиля, с соответствующими соединениями с агрегатами и "минусом" АКБ и именно эти два провода, АКБ и генератора являются источником наибольшего количества ошибок при обслуживании, диагностике и ремонте.
Самая распространённая неисправность системы зарядки - плохая "масса" как АКБ, так и генератора.
Неисправности генераторов сами по себе достаточно известны: это диодный мост, обмотки и пр. Чуть сложнее с неисправностями АКБ, но хотелось бы отметить, что к собственно неисправностям АКБ относятся обрыв/замыкание ячейки и негерметичность корпуса. Более 90% АКБ заменяются по потере емкости либо от деградации АКБ при длительном сроке эксплуатации, либо от сульфатации. Сульфатация имеет основными причинами:
- недозаряд АКБ ( см. реле напряжения и мощность генератора )
- утечку тока.
Полезно измерить ток отдачи генератора токовыми клещами постоянного тока при включенных всех потребителях.
Критерий: не менее 85% от заявленной мощности генератора. То есть для генератора 100А мы должны получить не менее 100*0,85=85А.
Принципиальное замечание: критерием исправности генератора служит не только и не столько выдаваемое им напряжение, сколько отдача тока .
Ищем утечку:
Утечка тока при работе сигнализации должна быть не более 0,05А.
1. Включаем в цепь выключатель массы, по умолчанию – между минусом АКБ и толстым, «массовым» проводом автомобиля. Лучше всего завести, заглушить, закрыть двери, закрыть замки брелоком.
2. Включатель замкнут, даём паузу не менее 10 минут (см. сервисный мануал на модель сигнализации, бывают неожиданные вещи!). Время 10 минут – типичное время «укладывания спать» (перехода в микромощный режим) блоков электрооборудования автомобилей.
3. Подключаем мультиметр на диапазоне 20А!!! так, чтобы при размыкании выключателя «массы» ток АКБ шел в автомобиль через него. Размыкаем выключатель, смотрим значение тока, замыкаем выключатель. Это для того, чтобы не сжечь предохранитель при следующем измерении. Понятно, что получив 1,2А, измерения прекращаем и ищем утечку.
4. Переставляем провод в гнездо 200мА, размыкаем выключатель, измеряем ток на диапазоне 200мА, записываем, замыкаем выключатель.Иными словами, во время всего измерения питание автомобиля НЕ прерывается, ток идет через выключатель массы, или через низкоомную измерительную цепь мультиметра. Это принципиально!
Утечку ищем путём последовательного извлечения предохранителей. На каком предохранителе упала сила тока, на той цепи и утечка.