Найти тему
Вадим Шабаев

Романтика военных городков.

Остатки военного городка Баганур, Монголия.
Остатки военного городка Баганур, Монголия.

Возможно, что кто-то прочитав название статьи сразу воскликнет: "Пьянка!"

Ну что же! Не без этого, глупо врать! Но есть два нюанса: не только алкоголь, и нас, тогда ещё детей это не касалось от слова, вообще.

Те городки, в которых я жил, будучи сыном военного, а потом служа сам, я бы разделил на два вида:

- Отдельный микрорайон в черте города (для меня это были Ленкорань, Улан-Батор и Рязань);
- Отдельное поселение, замкнутое только на Министерство Обороны.

С первыми всё понятно. Хоть семьи военных и жили кучно, но по сути вход в такие городки был свободный. Дети обычно учились в городских школах , жёны военных устраивались на работу. Исключение в моём случае составил 15 микрорайон в Улан-Баторе, но это заграница. Там были отдельные школа, детский сад, в которых правда учились и дети монголов. Жёны работали либо в воинских частях, либо на объектах, обслуживающих их (русские школы, магазины и так далее). Если брать именно микрорайон, где жил я, то там так же располагались дома гражданских специалистов и СССР. Одни мы дети, конечно, не рисковали, а вот семьями нередко выходили в город на разные культурные программы. В частности, мне очень нравились музеи столицы Монголии. Не знаю, как сейчас, а в то время языковой барьер не был препятствием при общении с местными.

В школе были интересно устроены уроки труда для старших классов. Девушки занимались машинописью, а вот ребята получали навыки ремонта автомобилей. Для этого при школе были два списанных ЗиЛ - 130, которые из года в год перебирались.

А вот военный городок Баганура был закрытого типа. Собственно он был расположен в нескольких километрах от самого города.

Закрытая территория, обнесённая ограждением. Внутри мотострелковая дивизия, жилые дома, магазины, гостиница, хлебозавод, прачечная и так далее. Вот там с культурным досугом было посложнее. Нет, для прогулок были детские площадки с горками, качелями и так далее.

Все остальные развлечения были замкнут на военных. В частности, я бегал в кино в ГДО (гарнизонный дом офицеров). Там же работали различные кружки по интересам. Помню, что моя мама ходила туда на популярную в то время аэробику. Иногда, автобусом от воинской части семьи в выходной день вывозили на природу, на берег реки Керулен. Взрослые употребляли горячительные напитки. Монгольская водка называлась "Архи", и мы шутили: "Наши папы - архитекторы!"

Возможно, именно, из-за ограниченности выбора в закрытых городках я занимался всем понемногу. Какое-то время ходил на бокс, потом на гитару, немного бассейна и футбола.

Но по большому счёту мы, дети, в основном были предоставлены сами себе. Бродили по улицам городка, часто через дырки в заборах, да и просто через КПП забирались на территорию части, чтобы полазить по технике.

Особенно мне нравились тренажёры для танкистов.

Как-то загорелась степь недалеко от забора городка. Я и мои товарищи смело бросились тушить сухую траву. Тушили одеждой. Можно я не буду описывать слова моей мамы, когда она увидела в каком виде я пришёл домой после борьбы с огнём? Причём я (мне было лет 8-9) искренне не понимал за что меня ругают - я же полезным делом занимался!

Кроме того, нас детей иногда возили на экскурсии. Хотя выбор был откровенно не богат. Мне запомнилась поездка на открытый угольный разрез, где мы посетили шагающий экскаватор. Такая махина производит впечатление и на взрослых, чего уж о нас говорить!

Не видя другой жизни неудивительно, что многие дети военных после школы решили пойти по стопам отцов.

Ближе к развалу СССР войска из заграницы начали выводить. А военные городки передавали местной администрации. И, обычно, те поселения, которые находились в отдалении от городов превращались в то, что можно увидеть на фото.