Когда вы впервые смотрите фильм «2001: Космическая одиссея», скорее всего, вас охватит глубокое чувство замешательства.
Но есть и другие моменты, почему вы непременно должны увидеть научно-фантастический шедевр Стенли Кубрика, тем более в День космонавтики 12 апреля: визуально ошеломляющее, но в то же время вдумчивое путешествие, которое исследует траекторию жизни человека и других форм жизни на Земле и за ее пределами.
От передового дизайна мебели до необычных научных подробностей -вот на что нужно обратить внимание в следующий раз, когда вы будете сидеть в благоговейном страхе, наблюдая за космическим творением Кубрика.
1. «Космическая одиссея» – ЭТО НАМНОГО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ИСТОРИЯ.
Сценарий «Космической одиссее» приписывают как Кубрику, так и признанному писателю-фантасту Артуру Кларку. Фактически, Кларк писал роман одновременно с созданием фильма. Книга объясняет гораздо больше, чем фильм, который оставляет вопросы очень открытыми. Тем, кто хочет понять точное значение концовки «Звёздное дитя» (и какое это имеет отношение к ядерным боеголовкам!), следует перейти непосредственно к страницам книги.
2. ГЛАЗА ЛЕОПАРДА.
Если природный ландшафт во вступительной части «Зари человечества» кажется неподвижным и живописным, что ж, так оно и есть. Команда Кубрика снимала кадры в Намибии, которые затем проецировались на съемочную площадку для создания фона (обратите внимание, что облака не движутся). А обезьяны – просто люди в костюмах. В то же время, дикие яркие глаза леопарда на самом деле отражают свет от слепящих прожекторов. Но «ошибка» заставляет животное выглядеть достаточно свирепым, и Кубрик ловко использовал это.
3. СТЭНЛИ КУБРИК НЕ МОГ РЕШИТЬ, КАК ИЗОБРАЖАТЬ ИНОПЛАНЕТЯН.
Ну, по крайней мере, режиссер никак не мог осмыслить их телесный образ на экране. Кубрик, Кларк и жена Кубрика Кристиана набросали возможные визуальные идеи и искали вдохновение в изображении того, как могла бы выглядеть внеземная жизнь. Кристиана вылепила из глины фигурки инопланетян, но их отвергли, а затем отправили в качестве садовых гномов в домашний огород. В конце концов Кубрик решил, что незнание непознаваемого – самый разумный путь.
4. КУБРИК, КАЗАЛОСЬ, ЗНАЛ, ЧТО БУДЕТ СОЗДАНА МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ.
Задолго до того, как Международная космическая станция на низкой околоземной орбите стала местом круглогодичного пребывания экипажей, в «Космической одиссее» был создан поразительно похожий аппарат с аналогичными целями (и, честно говоря, более приемлемой формы).
5. НА ЛУНЕ НЕТ ЗВУКА.
Астронавты, исследующие таинственный монолит на Луне, обнаруживают, что он может издавать ужасающий визг. В этой сцене они пытаются заткнуть уши. Две проблемы: они носят космические шлемы, что делает закрывание ушей совершенно неэффективным; и, что еще более важно, поскольку на Луне нет атмосферы, там нет звука.
6. ТЕЛЕФОННЫЕ АВТОМАТЫ СУЩЕСТВУЮТ В КОСМОСЕ?
В «Космической одиссее» году показано много подробностей о будущем, но в 1968 году создатели фильма не могли предугадать, какое это будущее. Видимо, зависая на космической станции, вращающейся вокруг Земли, люди будущего так и общаются с близкими через телефонные автоматы, используя карты и всё такое.
7. МЕБЕЛЬ БУДУЩЕГО ОЧЕНЬ ПОХОЖА НА МЕБЕЛЬ 1968 ГОДА.
«Космическая одиссея» проложила путь в будущее отчасти благодаря передовым на тот момент тенденциям дизайна, которые впоследствии распространились в более широкой культуре. Антикварная мебель из фильма сегодня стоит около 4000 долларов, и ее можно приобрести в Интернете. Если вы решитесь купить её, просто заверьте гостей, что HAL в хорошем настроении.
8. ПЛАВАЮЩАЯ РУЧКА ПРИВЯЗАНА.
Плавающая в невесомости ручка – один из самых хитрых эффектов «Космической одиссеи». Но, как заметили орлиные глаза энтузиастов физики, ручка вращается не вокруг собственного центра масс, как это было бы, а вокруг какой-то другой неподвижной точки.
9. СТРАННЫЕ НАРЯДЫ СТЮАРДЕСС БЫЛИ СОЗДАНЫ ПОРТНЫМ КОРОЛЕВЫ.
Костюмы были разработаны Харди Эймисом, портным из Сэвил-Роу, работавшим с королевой Англии. Особенно запомнилась форма космической стюардессы с объемной шляпой. В такой не зазорно было появиться даже на королевской свадьбе.
10. ПЛОСКИЕ ЭКРАНЫ.
Фильм предугадал ряд особенностей освоения космоса, которые с тех пор стали реальностью. (Также имейте в виду, что фильм вышел за год до того, как американцы совершили первую посадку на Луну). Среди таких предвидений в понимании того, куда движутся технологии, – консоли с плоскими экранами, предназначенные для различных целей.
11. КУБРИК ИЗОБРЕЛ БЕГ В КОСМОСЕ...
...Вроде того. Астронавты должны оставаться в форме, и неудивительно, что в то время это выглядело чем-то особенным, но Кубрик прекрасно это показал в фильме. А в апреле 2007 года астронавт Сунита Уильямс даже пробежала Бостонский марафон, находясь на МКС.
12. HAL 9000 МОГ БЫТЬ ПРОДУКТОМ IBM.
Странно привлекательный антагонист фильма – единственная система искусственного интеллекта, которая быстро справляется со своими пассажирами-людьми. (И он поет, будучи отключенным от сети!) IBM консультировалась с режиссером, чтобы помочь с созданием HAL 9000, но отступила, когда Кубрик описал HAL как «психотический компьютер».
13. ЖИЗНЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГОВОРЯТ НЕПРАВДУ.
Как показано в фильме, астронавты, находящиеся во сне в своих капсулах, дышат только один раз в минуту, а их сердца бьются три раза в минуту. Но крупные планы медицинских мониторов показывают, что их пульс нормальный. Интересно, куда делся медицинский консультант на съемочной площадке?
14. СОЛНЦЕ НЕ ВЫГЛЯДИТ ТАК В КОСМОСЕ.
Несмотря на то, что Кубрик и его команда учли так много научных деталей при создании фильма, некоторые основные факты (как обычно) упускаются из виду. Солнце неоднократно показывается с желтоватым оттенком. Но при взгляде на Солнце из космоса оно должно казаться чисто белым, поскольку цвет – это результат наблюдения Солнца изнутри атмосферы Земли.
15. ЭПИЗОД «ЗВЕЗДНЫЕ ВРАТА» БЫЛ ОСНОВАН НА ПСИХОДЕЛИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ ТИМОТИ ЛИРИ.
Хотя кульминационный эпизод «Звездных врат», когда мы входим в портал, созданный инопланетянами и сопровождаемый световым шоу, может показаться результатом воздействия «веселящих» веществ, но он был основан не только на этом. Кубрика вдохновил канадский образовательный фильм, в котором использовались чернила и краски, для визуализации внешних пределов Вселенной. Тем временем один из научных консультантов занимался исследованиями под руководством Тимоти Лири о влиянии психоделических препаратов. Результат, несомненно, потрясающий!