Найти в Дзене
Chess hicheel

Шахматы. Доска. Нотация.

Линии полей, идущие от соперника к сопернику называются "вертикали". Поперёк идут "горизонтали". Каждая из них имеет своё название.

Расположение горизонталей (рисунок 1) и вертикалей (рисунок 2). Их наименования.
Расположение горизонталей (рисунок 1) и вертикалей (рисунок 2). Их наименования.

Горизонтали именуются по числам. На 1-ом и 2-ом горизонталях в начале игры находятся белые, а на 7-ом и 8-ом — чёрные. Поля превращения белых пешек находятся на 8-ой горизонтали, чёрных — на 1-ой.

Вертикали именуются по буквам. Буквы располагаются слева направо со стороны белых. A(а) - b (бэ) - c (цэ) - d (дэ) - e (е) - f (эф) - g (жэ) - h (аш). В начале игры на "е" расположены короли, на "d" — ферзи и т.д.

Каждое поле имеет наименование от вертикали (буква) и горизонтали (цифра), к которым оно относится.

Примеры именования полей
Примеры именования полей

С помощью этого мы можем записать позиции. Для этого потребуется сокращения фигур: Кр - Король, Ф - Ферзь, Л - Ладья, С - Слон, п - пешка.

Пример записи позиции с помощью обозначений фигур и полей
Пример записи позиции с помощью обозначений фигур и полей

Шахматная нотация

Это запись игры с помощью координат полей, сокращений названий фигур и условных знаков.

Запись происходит в столбик (обычно во время соревнований или тренировок) или в строку (чаще в шахматной литературе). Указываются имена игроков, место, название турнира, записываются пронумерованные ходы, результат партии. Также можно записать комментарии, если это не бланк соревнований, подлежащий сдаче судье.

Заполнение бланка игры  в шахматном турнире. На фото экс-чемпион мира и экс-чемпионка мира
Заполнение бланка игры в шахматном турнире. На фото экс-чемпион мира и экс-чемпионка мира
Пример нотации на английском языке. Q - Ферзь (Queen), N - Конь (kNight), B - Слон (Bishop, священник), K - Король (King), R - Ладья (Rock, камень, скала, крепость)
Пример нотации на английском языке. Q - Ферзь (Queen), N - Конь (kNight), B - Слон (Bishop, священник), K - Король (King), R - Ладья (Rock, камень, скала, крепость)

В записи игры по ходам записываются название фигуры и поле, куда он сходил. "1.Kf3" означает, что на первом ходу конь сходил на поле f3. Пешки не имеют обозначения, в виду их многочисленности. "2. f4 d5" обозначает второй ход белой пешкой на поле f4 и ответный ход чёрной пешкой на d5.

Реже применяется полная нотация с обозначением полей, откуда фигура совершила ход. Такое же обозначение есть и в обычной нотации в случаях, когда одинаковые фигуры могут сходить на одно и то же поле. И в этом случае обозначение сокращается. Например, ход на поле а1, если туда могут попасть два коня с b3 или c2, можно записать как К3а1, Кba1, Кca1, К2a1. Так же сократили взятие пешкой. Т.к. обычно на одной вертикали по одной пешке, и они при взятии переходят на другую вертикаль, то в обозначают только названия этих вертикалей. Например, "7. ed" означает, что пешка, находящаяся на е съела фигуру, находящуюся на d. Ещё сократили специальные ходы. Длинная рокировка - О-О-О, короткая О-О. Превращение пешки — это ход пешки с вписыванием сокращенного названия фигуры, в кого превращается — например, a8К или а8=К (превращение в коня) или c8Ф (в ферзя).

Помимо этого есть ещё дополнительные знаки. При взятии какой-либо фигуры между фигурой и полем дописать двоеточие или крестик х. Например, К:d5, Qxc8, Лxa2, B:h3. Крестик х в конце хода — мат, например Фh4x или знак решётки ##. Плюсом или крестиком + обозначаем шах, например так Фh4+.И двойной шах — это два шаха ++. Например, Cg5++.

Другие дополнительные знаки относятся уже к сфере аннотации. (дополнительного комментирования к нотации). Например +- - выигрышная позиция за белых, -+ - чёрных. Вопросительный знак (?) — это плохой ход, восклицательный знак (!) — отличный ход . Вопросительный с восклицательным в разных сочетаниях (!? или ?!) — неоднозначные ходы. Если "!?", то ход хороший, но содержит в себе что-то плохое. Если ?!, то ход плохой, но содержит в себе что-то хорошее. Знак равно = равная позиция. Есть ещё непечатные знаки, например, плюс сверху минуса (в столбик) — у белых выигрыш, но требует многих усилий. Плюс внизу - за чёрных. Также используются скобки для альтернативных ходов, и знаки равно = с или - в столбик, знаки бесконечности (обозначают любой ход). Знаков аннотации много, и некоторые авторы придумывают свои, или пользуются забытыми знаками.