Найти в Дзене
Сергей Макаров

Занимательные факты о фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра»

Этот, без преувеличения, легендарный советский фильм в своё время оказал неизгладимое впечатление на отечественного зрителя. Он полюбился всем от детишек до стариков. А успехом эта кинокартина обязана блестящему, идеально подобранному актёрскому составу, прекрасной музыке Максима Дунаевского, сценарию, в котором есть место хорошему юмору и, конечно, великолепной режиссёрской работе. Я предлагаю вновь окунуться в неповторимую атмосферу этого фильма, а заодно и узнать несколько интересных фактов о процессе его создания. Возможно, некоторые из них вас удивят и позволят взглянуть на знакомое кино по-новому.

Один за всех и все за одного, поехали!

Д’Артаньяна должен был играть не Боярский. Вернее, так: Боярский должен был играть не Д’Артаньяна. На момент начала съемок Михаила Сергеевича утвердили на роль графа Рошфора, а роль гасконца досталась Александру Абдулову. Но, когда загримированный Боярский в костюме появился на съёмочной площадке, причём отчаянно ворвался на неё в спешке, ни у кого из группы не возникло сомнений – вышел настоящий и единственный Д’Артаньян.

-2

В фильме снялась мать Михаила Боярского Елена Мелентьева. Женщина досталась эпизодическая, но весьма колоритная роль. Она сыграла горожанку, которая бросала тестом в гвардейцев кардинала.

Атоса должен был играть «народный Шерлок Холмс» Василий Ливанов. Изначально актёр был единственным претендентом на эту роль и на пробах показал себя с лучшей стороны. Однако он очень разозлил Георгия Хилькевича, когда не явился на съемку. Очень скоро Ливанову нашли замену, и Атоса блестяще сыграл актёр Театра на Таганке Вениамин Смехов. Возможно, так случилось к лучшему. Ведь, Василий Ливанов, став Атосом, мог бы упустить роль Холмса, которая принесла ему успех не только в Союзе, но и далеко за его пределами. Актёра, как лучшего исполнителя роди Шерлока Холмса, признали даже на его родине в Великобритании, но это уже совсем другая история…

Василий Ливанов
Василий Ливанов

У фильма был мизерный бюджет, поскольку Госкино выделило на съемки ничтожную сумму. В связи с этим съемочной группе пришлось ухищряться, чтобы костюмы, локации и постановки максимально соответствовали духу времён Франции 17-го века. Так, реквизит изготавливали фактически из всего, что было под рукой. В частности, эфес шпаги Д’Артаньяна смастерили из самой обыкновенной консервной банки. А «алмазные» подвески королевы представляли собой изделие из мастерски замаскированной бижутерии, купленной Хилькевичем на рынке.

Съёмки чуть не стояли Боярскому жизни. Он самостоятельно ездил на лошади и хорошо фехтовал. Но, в один злополучный день Боярский получил травму шпагой, которая пронзила ему нёбо и не дошла до мозга буквально сантиметр. Удар, чуть не ставший фатальным, нанёс актёр Борис Клюев, игравший роль Рошфора. По задумке режиссёра персонаж Клюева задумывался, как человек, который никогда не вынимает из ножен шпагу. По этой причине его не обучали фехтованию. Однако в одной из сцен сражения Борис Клюев всё же не удержался. Эта ошибка чуть не стояла Михаилу Сергеевичу жизни.

Борис Клюев
Борис Клюев

На площадке актёры поддерживали боевой дух посредством горячительных напитков. К слову, именно нетрезвое состояние Боярского в тандеме с неосторожностью Клюева стало причиной той злосчастной травмы. Главные герои съёмочного процесса в интервью никогда не отрицали, что принимали на грудь прямо на площадке. В частности, особым успехом пользовалось так называемое «шмаровидло», которое готовил, а затем приносил на съемки Владимир Балон (по фильму главнокомандующий гвардейцев де Жюссак).

Владимир Балон
Владимир Балон

Актёры вели себя, как настоящие мушкетёры не только на съемках, но и за их пределами. И это их качество, скорее, было минусом, чем плюсом, ведь от подвыпивших и не вышедших из образа звёзд у режиссёра была масса проблем. На время съемок четвёрку «мушкетёров» поселили в гостиницу «Колхозная», непритязательное название которой в полной мере соответствовало тому уровню комфорта, который она могла предложить.

У молодых актёров не было ни условий для нормального сна, ни воды. В это время Георгий Юнгвальд-Хилькевич расположился в более уютных апартаментах другой гостиницы, чем вызвал гнев своих подопечных. В один из дней «мушкетёры», пребывая в нетрезвом состоянии, вломились в номер режиссёра и потребовали для себя достойных условий, чем поставили на уши всю гостиницу. Был страшный скандал, но бунт оказался эффективным. Боярского и компанию поселили в гостиницу Обкома, где было жить гораздо удобнее.

Боярский попал в немилость КГБ. Будучи в дневное время более-менее порядочными советскими гражданами, уже вечером актёры кардинально менялись. Они пили, буянили, громко шутили и веселились в номере гостиницы, а Михаил Боярский в кураже блестяще пародировал реплики дорогого Леонида Ильича. В силу того, что все номера были оборудованы системами прослушивания, компромат на актёра очень быстро добрался до КГБ. Хилькевичу удалось замять конфликт, аргументируя обвинения тем, что актёры – это лицедеи и умение имитировать чужую манеру разговора – часть их работы. Но, впредь Боярский больше так не шутил.

«Д’Артаньян и три мушкетёра» - культовый советский фильм, который все мы любим с детства. А этот пост является прекрасным поводом пересмотреть его снова.