Когда открываете свое дело, важно разобраться, как платить налоги и можно ли на них сэкономить. Если вы только на пути к большим заработкам, можете выбрать не общую систему налогообложения, а упрощенную. Тогда вместо налогов на прибыль, имущество и добавленную стоимость вы будете платить один налог, причем по сниженной процентной ставке.
Только не каждому ИП и компании такая система подходит. Расскажем, в чем особенности упрощенной системы налогообложения (УСН), кому выгодно ее выбрать и что меняется в ней с 2021 года. А еще — понадобится ли предпринимателю на УСН расчетный счет.
«Упрощенка» подойдет при оборотах до 200 млн в год и штате меньше 130 сотрудников
Упрощенную систему налогообложения можно выбрать прямо при регистрации бизнеса или в течение 30 дней после нее. Если вы уже давно работаете и платите налоги по другой системе, то сможете перейти на УСН с начала следующего года. Для этого надо подать в налоговую уведомление не позднее 31 декабря этого года.
На УСН могут работать и предприниматели, и компании, но с ограничениями:
- объем доходов не должен превышать 200 млн рублей в год;
- в штате должно быть не больше 130 сотрудников;
- у компании не может быть филиалов;
- доля участия, принадлежащая другим организациям, не должна превышать 25%.
Еще есть ограничения по сфере бизнеса. УСН нельзя выбрать, если у вас банк, ломбард, страховая компания, кадровое агентство, адвокатское бюро или вы продаете полезные ископаемые и подакцизные товары, например алкоголь.
Если нарушить какое-либо из условий при работе на «упрощенке», например открыть филиал, то придется перейти на общую систему налогообложения. И тогда понадобится отдавать налоговой больше денег.
На УСН выбираете сами: платить налог с доходов или с разницы между доходами и расходами
На общей системе налогообложения приходится платить сразу несколько налогов: на прибыль — 20%, имущество организаций — до 2,2%, добавленную стоимость (НДС) — от 0 до 20%.
На УСН нужно платить меньше — налог по ставке от 1 до 20%. Причем вы сами можете выбрать вариант уплаты этого налога:
- При УСН «Доходы» вы будете платить налог с доходов. Этот вариант подойдет тем, у кого мало расходов. Например, тем, кто оказывает услуги: маркетологам, копирайтерам, дизайнерам.
- При УСН «Доходы минус расходы» вы будете платить налог с разницы между доходами и расходами. Это подойдет тем, у кого есть регулярные стабильные расходы, которые составляют больше 60% от оборота. Например, если вы открыли кофейню и ежемесячно покупаете для нее зерна и другую продукцию.
С 2021 года ставка налога при УСН зависит от дохода и/или количества сотрудников.
Так, если у вас доходы меньше 150 млн руб., а в штате меньше 100 сотрудников, понадобится платить:
- При УСН «Доходы» — 6%.
- При УСН «Доходы минус расходы» — 15%.
Если же ваши доходы от 150 до 200 млн руб. и/или на вас работает от 101 до 130 человек, ставки будут выше:
- При УСН «Доходы» — 8%;
- При УСН «Доходы минус расходы» — 20%.
Повышенные ставки надо будет применять начиная с квартала, в котором сотрудников стало больше 100 человек или доходы превысили 150 млн рублей.
Обратите внимание: во многих регионах действуют льготные налоговые ставки. Например, в Мурманской области и Красноярском крае они снижены до 1% при УСН «Доходы» и до 5% при УСН «Доходы минус расходы». Уточнить ставки для своего региона можно в налоговой.
УСН «Доходы минус расходы» не всегда выгодна при больших тратах
При УСН «Доходы минус расходы» вы можете уменьшить базу, с которой будет рассчитан налог, на сумму своих расходов. Но не все траты при этом можно учитывать. Например, не получится списать представительские расходы, затраты на маркетинговые услуги, услуги по дезинфекции помещений, переоборудование квартиры под офис, покупку питьевой воды для работников и многое другое. Список разрешенных расходов можно посмотреть в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.
Еще при УСН «Доходы минус расходы» действует правило минимального налога. В любом случае потребуется заплатить не менее 1% от доходов, даже если расходы превысят доходы и бизнес будет в минусе.
Давайте разберем на примере. Допустим, за налоговый период вы получили доход в 2 млн рублей, а расходы составили 1,9 млн рублей. Разница получается в 100 000 рублей, так что налог с нее по ставке 15% составил бы 15 000 рублей. Однако эта сумма меньше минимального налога, так что потребуется заплатить именно 1% от доходов: 2 000 000 × 1% = 20 000.
Нужен ли расчетный счет при УСН
Расчетный счет — специальный счет в банке, который могут открыть ИП и компании для работы. Он нужен для безналичных расчетов с контрагентами, выплаты заработной платы, уплаты налогов и сборов.
По закону ИП открывать его необязательно вне зависимости от системы налогообложения. Но без него не получится принимать оплату от клиентов по картам, претендовать на госконтракты, гранты и крупные сделки — свыше 100 000 рублей по одному договору. А еще с его помощью удобно контролировать финансы, что особенно важно на УСН «Доходы минус расходы». С расчетным счетом проще обосновывать бизнес-затраты, чтобы снизить налоговые платежи.
Открыть расчетный счет можно даже без визита в банк: например, в Райффайзенбанке достаточно подать онлайн-заявку. Введите название организации, ИНН и город ведения бизнеса — и уже через пять минут вы получите реквизиты своего счета. А чтобы подписать бумаги, представитель банка встретится с вами в удобное для вас время и место.
Лайфхак для ИП на УСН «Доходы»: при открытии расчетного счета в Райффайзенбанке вы можете бесплатно пользоваться онлайн-бухгалтерией и сэкономить на зарплате бухгалтера. Сервис будет автоматически рассчитывать суммы платежей и страховых взносов, формировать налоговые декларации и напоминать о приближающейся дате платежа, чтобы не пришлось платить штраф за просрочку.
Листайте дальше, чтобы открыть расчетный счет в Райффайзенбанке и бесплатно пользоваться онлайн-бухгалтерией.