Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет…
Матф. 12,25.
Продолжение 2. Начало читайте по этой ссылке, а продолжение – по этой ссылке.
Мы строили-строили…
На Х съезде ВКП(б) нарком по делам национальностей И. Сталин заявил: «Федерация советских республик является той искомой формой государственного союза, живым воплощением которой является РСФСР». Поэтому и национальный вопрос может быть разрешён «в рамках РСФСР», касается ли это собственно русских областей или национальных окраин.
Один из коммунистических лидеров Украины Владимир Петрович Затонский (1878 — арестован 3 ноября 1937 года, приговорён к ВМН и расстрелян 29 июля 1938) тогда не согласился с будущим Вождём народов, апеллируя к задачам расширения коммунистической системы за пределы бывшей Российской Империи, призывая учитывать национальные чувства нерусских народов: «Нам необходимо вытравить из голов товарищей представление о советской федерации, как федерации именно «российской», потому что дело не в том, что она российская, а в том, что она советская». Он предложил объединить все советские республики в Советскую федерацию без указания на её российский характер.
По мнению Сталина нужно со временем включить все советские республики в РСФСР на правах автономий («автономизация»), обеспечив им самостоятельность в вопросах культуры и языка и ликвидировав «игру в независимость», к которой руководители национальных республик («националы») стали относиться слишком серьезно. Но стирание национально-государственных образований вызывало недовольство населения окраин, так как свежи были воспоминания о национальном угнетении в Российской Империи.
В августе Сталин составил проект решений по взаимоотношениям России и других советских республик, который предусматривал «формальное вступление независимых советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении в состав РСФСР». Вопрос о Средней Азии и Дальнем Востоке на время был оставлен в стороне из-за дипломатических сложностей. На вступающие республики распространялась компетенция высших органов власти РСФСР. Это позволяло при декларируемой автономии республик обеспечить «организацию на деле единого хозяйственного организма на объединённой территории Советских республик с руководящим центром в Москве».
Точка зрения Сталина была компромиссом между полным централизмом, созданием единого унитарного государства и конфедерализмом. Сталин хотел компромисса, но пойти на компромисс ему не дал Ленин, подвергнув критике сталинский проект создания государства. Угнетённым народам нужно показать, что советская власть несовместима с национальным угнетением. Что новые советские страны не будут захвачены Россией, а войдут в добровольный союз. Ленин учитывал недовольство Украины и Грузии сталинским проектом. По мнению Ленина, Сталин не только не учитывает национальных предрассудков, но и игнорирует перспективы мировой революции. Если Германия станет советской, то она не сможет войти в состав России.
Сталин уступил в вопросе государственного устройства, но партийная структура большевиков осталась централизованной. После образования СССР Российская КП(б) (в 1925 году) была переименована во Всесоюзную КП(б), а отдельную партию для России создавать не стали. В результате, национальные коммунистические партии стали автономными образованиями в составе ВКП(б). Государство Сталин построил полностью в соответствии с предложениями Ленина, а на деле власть исходила от партии и была построена в соответствии с идеей «автономизации». Такая ситуация оставалась жизнеспособной ровно до того момента, пока партия не потеряла рычаги управления на местах и в центре.
Сталин, представляя Декларацию об образовании Союза и Договор между республиками на I съезде советов СССР 30 декабря 1922 года, поставил Россию на особое место: «Сегодняшний день является днём торжества новой России…, собравшей … народы советских республик для того, чтобы объединить их в одно государство, в Союз Советских Социалистических Республик, прообраз грядущей Мировой Советской Социалистической Республики».
В день образования СССР, когда «автономизация» была отвергнута даже Сталиным, Ленин вдруг посчитал всю идею создания СССР «в корне неверной и несвоевременной». Ленин, которого принято считать создателем Советского Союза, в надиктованной статье «К вопросу о национальностях или об «автономизации»», которую зачитали на XII съезде РКП(б), но не на пленарном заседании съезда, а по делегациям, не исключал, что придётся сделать шаг назад к конфедерации, оставив в ведении СССР только внешнюю политику и оборону. Ленин в этом послании обвинил Сталина в «социал-национализме» (ничего не напоминает? — прим. авт.) и назвал проводником «нашествия того... великоросса-шовиниста, в сущности подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ».
Данный крутой разворот сознания дал повод задуматься о предпосылках «крика души» прикованного к постели «вождя мирового пролетариата». Что это было: здравые мысли, снизошедшие в воспалённый и постепенно отмирающий мозг, либо отодвинутый от власти в силу ряда причин Ленин ещё раз попытаться отвернуть соратников от приобретающего всё большее влияние И. Сталина, передумав, казалось бы самим утверждённые постулаты, либо профессиональная месть на поле соперника — национальном вопросе — за неподобающее отношение к жене вождя и женщине Надежде Крупской со стороны недоучившегося семинариста, либо автором письма XII Съезду «К вопросу о национальностях…» была последняя? Кому-нибудь в XXI веке придёт в голову сделать лингвистическую экспертизу произведений вождя последних лет?
Союз нерушимый
Союз Советских Социалистических Республик, образованный в 1922 году Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой, Украинской Социалистической Советской Республикой, Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Социалистической Советской Республикой Белоруссия.
Советский Союз строили по принципу демократического централизма, отрицая принцип разделения властей.
Союзный договор состоял из преамбулы и 26-и пунктов. Преамбула Договора констатировала объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое союзное государство, управляемое в соответствии с положениями Договора.
Пункт 1 устанавливал компетенцию Союза ССР. Пункты 2—10 определяли структуру высших органов власти СССР. Пункт 11 объявлял исполнительным органом Союза избираемый ЦИК СССР Совет народных комиссаров СССР и определял его структуру. Пункт 12 регулировал деятельность Верховного Суда СССР и ОГПУ при СНК СССР. Пункты 13—17 определяли основы правового регулирования СССР. Пункт 18 определял состав республиканских Совнаркомов. Пункт 19 определял основы деятельности ВСНК и наркоматов. Пункт 20 регулировал вопросы бюджетов республик. Пункт 21 устанавливал единое гражданство, 22 — символику и 23 — столицей СССР город Москва. Пункт 24 предусматривал приведение республиканских Конституций в соответствие с Договором. Пункт 25 устанавливал правила изменения Договора. Пункт 26 закреплял право союзных республик на свободный выход из СССР.
Первыми подписали Договор и Декларацию главы делегаций: от РСФСР — М.И. Калинин, от УССР — Г.И. Петровский, от ЗСФСР — М.Г. Цхакая, от БССР — А.Г. Червяков, и члены делегаций. Примечательно, что от РСФСР второй стоит подпись Дмитрия Ивановича Курского (1874—1932) — наркома юстиции (с 22 августа 1918 года) и первого прокурора РСФСР
(с 26 мая 1922 года), а подпись «творца Договора», наркома по делам национальностей И. Сталина — лишь пятой. Подписи Ленина по понятным причинам под Договором нет вообще.
В юридической науке высказываются противоположные точки зрения на правовую природу Договора об образовании СССР 1922 года.
В январе 1924 года Союзный договор вместе с Декларацией об образовании СССР вошёл в текст первой союзной Конституции, став её основным разделом.
Окончание читайте по этой ссылке.
Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!