В стародавние времена в большом городе жил блаженный нищий. Каждое утро он приходил на центральную площадь просить подаяния. Вечером же отправлялся в портовый квартал, где, помолившись, ложился спать в одной из пустующих бочек. Редко удавалось нищему наестся досыта. Летом он мучился от палящего солнца, а зимой старая изодранная одежда едва ли спасала его от холода.
Люди в этом городе были в большинстве своем жестоки и безразличны к чужому горю. Изредка бросали ему жалкие медяки или черствые краюхи хлеба. Чаще презрительно отворачивались, насмехались, а бывало, одаривали побоями. Но глаза нищего всегда лучились радостью, а душа пребывала в блаженном покое. Мужчина будто бы не замечал людской злобы и жестокости. Легко и терпеливо он превозмогал все жизненные невзгоды.
Блаженный молился за тех, кто бросил ему кусок хлеба. Молился за тех, кто пнул его или же осыпал бранью. За последних молился с особым усердием. Если бы кто из людей нашел в себе мудрость повнимательнее присмотреться к нищему, то возможно открыл бы для себя удивительное. Внутренний свет наполнял этого кроткого горемыку и защищал его сердце от всех невзгод.
И вот однажды улицами того славного города проходил Ангел. Незримый для всего остального люда Ангел подошел к нищему и сказал:
– Человече, в своем смирении и добротолюбии ты достиг удивительных духовных высот. Душа твоя чиста и достойна Царствия Небесного. Готов ли ты прямо сейчас отправиться со мной в Рай?
Нищий очень удивился и засмущавшись ответил:
– Прости, Вестник, но ты, верно, ошибся. Я никак не могу отправиться в Рай, поскольку уже много лет живу в Раю.
– Ты не ведаешь, что говоришь, мой скромный друг, - сказал, ему Ангел. - В Раю нет жары и холода, там ты всегда будешь сыт. Твоя душа будет ликовать, а слабая и несовершенная плоть перестанет быть твоим бременем.
Внимательно выслушав слова Ангела, мужчина улыбнулся и сказал следующее:
– Когда моя душа отвлекается на всякую ерунду и теряет Бога из виду, Господь милосердно посылает мне холод или жару, голод и жажду. Ведь Он знает на сколько я слаб, и что при малейшем физическом мучении всем сердцем буду тянуться к Нему в поисках милости и утешения. Именно в эти моменты мне удается молиться столь неистово и горячо, что душа моя исполняется блаженного ликования, а тело перестает быть бременем. А потому, Святейший, я точно уверен, что уже нахожусь в Раю.
Выслушав ответ нищего, Ангел понял, что душа этого человека подобна младенцу, коий так верит в любовь своего Отца Небесного, что и помыслить не может о зле мира. А потому на время скрылся с глаз блаженного, а когда тот уснул, взял его душу на руки и, баюкая, отнес на Небеса.