Найти в Дзене
О Москве с любовью

Белорусский вокзал. Самый известный вокзал Москвы.

Здравствуй, дорогой друг! Приветствую тебя на моем канале «О Москве с любовью». И сегодня я расскажу тебе о самом известном вокзале Москвы - Белорусском.
Как писал в свое время Борис Пастернак "Вокзал, несгораемый ящик разлук моих, встреч и разлук…". Россия – огромная страна. И потому – кочевая. Оттого в любые времена транспорт в ней – востребованный "продукт потребления", сродни еде и воде. Этот

Здравствуй, дорогой друг! Приветствую тебя на моем канале «О Москве с любовью». И сегодня я расскажу тебе о самом известном вокзале Москвы - Белорусском.

Как писал в свое время Борис Пастернак "Вокзал, несгораемый ящик разлук моих, встреч и разлук…". Россия – огромная страна. И потому – кочевая. Оттого в любые времена транспорт в ней – востребованный "продукт потребления", сродни еде и воде. Этот постулат ярко подтверждает загруженность московских железнодорожных вокзалов. Каждый из них каждый час принимает от пятисот до полутора тысяч пассажиров.

Русское существительное "вокзал", как утверждают лингвисты, связано с английским понятием vauxhall, т.е. воксхолл. Так в XVIII веке называлось популярное в Лондоне злачное место – парк развлечений. В Российской же империи привнесенное слово "вокзал" произносили как "фоксал". Большое питейное заведение с полным меню утех представлял собой вокзал станции Павловск самой первой в России Царскосельской железной дороги, открытой 180 лет назад. Но как бы то ни было, в конечном итоге, русский железнодорожный вокзал стал тем, чем он есть сейчас: зданием, к которому примыкают платформы, а к ним по рельсам отбывают и прибывают поезда. Обязательными атрибутами таких зданий – являются так же залы ожидания, билетные кассы, камеры хранения, общественные туалеты, а также буфеты и ресторации.

В Москве расположено девять железнодорожных вокзалов, по праву входящих в список архитектурно-исторического наследия столицы. Ежедневно они обслуживают десятки тысяч человек и входят в структуру Московской и Северо-Западной дирекции железных дорог России.

Итак, начнем рассказ о герое нашей сегодняшней статьи.

Белорусский вокзал- самый известный в Москве. Не исключено, что с подачи драматурга Вадима Трунина и режиссера Андрея Смирнова, которые сотворили в 1969 году фильм, назвав его просто "Белорусский вокзал". После фильма, утверждали критики, до сих пор неясно, кто кому назначил судьбу: фильм вокзалу или вокзал фильму?
Свою историю
Белорусский вокзал ведет со второй половины девятнадцатого века.

Из открытых источников
Из открытых источников

Развитие торговли в западной части империи подстегнуло прокладку железнодорожных путей от Москвы к Смоленску, и далее на Брест и Варшаву. Но Белорусским вокзал стал не сразу. Первоначальное название железной дороги этого направления – Московско-Смоленская.

Исследование местности, по которой должна была пройти дорога, проводились на деньги Смоленского земства. Не остались в стороне от финансирования и московские промышленники и торговцы. Денег на новый проект хватало.

В 1868 году было получено разрешение от императора Александра II на начало работ по прокладке железной дороги на Смоленск. Осталось только определиться с местом под будущий вокзал.

После долгих решений и споров было выбрано место у Тверской заставы. И это не случайно. На это повлияло несколько факторов:

Во-первых, она была расположена недалеко от Москвы и была удобно сориентирована на западное направление.

Во-вторых, эти окрестные московские земли в основном пустовали и для будущего строительства не требовалось больших средств на отчуждение имущества у других лиц. Все расходы по выкупу места под вокзал обошлись в 50 тысяч рублей. На сегодняшний день это примерно 4 000 000 000 рублей.

Началось строительство Смоленского, будущего Белорусского вокзала в апреле 1869 года. Руководить работами поручили статскому советнику Михаилу Немчинову, владельцу кирпичных заводов и крупному предпринимателю (его фамилия увековечена в названии станция Немчиновка).

В сентябре 1870 года, 19 числа, состоялись торжества по случаю начала регулярного движения на Московско-Смоленской железной дороге. Само здание вокзала получило хорошие отзывы у прессы и граждан за свою красоту.

В 1871 году железная дорога была продлена от Смоленска до Бреста и вокзал переименовывают в Брестский.

Весной 1896 году в Москве намечалось провести коронацию Николая II, который должен был прибыть из Санкт-Петербурга на Брестский вокзал.

Для встречи российского самодержца было решено построить Императорский павильон в правом крыле железнодорожного вокзала. Работу поручили архитектору Кекушеву Льву Николаевичу. Кекушев известен такими работами как: особняк А. И. Обуховой в Малом Козловском переулке ( построенный в 1891 году), Иверские торговые ряды на Никольской , особняк Носова на Электрозаводской , здание железнодорожного вокзала в «Царицыно» . И многое, многое другое.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Зодчий потрудился на славу и вскоре здесь вырос деревянный терем удивительной красоты. Сооружение выстроили в псевдорусском стиле, а внутреннее убранство поражало богатством и изысканностью.

В 1908 году эта пристройка, служившая после коронации Николая II как зал приемов высокопоставленных лиц, была снесена по причине строительства нового здания вокзала.

С каждым годом пассажиропоток на Брестском направлении увеличивается. В девяностых годах XIX столетия дорога из однопутной становится двухпутной, а платформа на вокзале так и остается одна. Начинает не хватать помещений для размещения пассажиров.

На основании этого, в 1898 году было отправлено прошение в имперское управление МПС за подписью начальника железной дороги. Кригер Д.А. Где он просит руководство о выделении денег на реконструкцию и расширение вокзала. Его просьбу удовлетворили, но лишь в 1907 году, когда и начались работы по возведению нового здания Брестского вокзала.

Архитектором проекта становится И. Струков. В руководстве строительными работами принимал участие генерал Фёдор Мец, военный инженер и к тому времени начальник Московско-Брестской железной дороги.

Будущее здание вокзала должно было состоять из сопряженных под тупым углом двух корпусов. Поэтому работы велись поэтапно.

Сначала было сдано правое крыло, в котором находилась двухэтажная угловая часть, предназначенная для царских особ. Ее так и называли – Царский угол. Из четырех вновь построенных платформ, крайняя также была предназначена для обслуживания императорской семьи.

Торжества по случаю сдачи первой очереди вокзала прошли 25 мая 1910 года. Вторую очередь освятили по случаю окончания строительства уже в феврале 1912 года.

Новый вокзал отстроили в неоклассическом стиле, широко используя элементы как ложной готики, так и ампира. Широкое применение в строительстве получили металл и бетон.

Главный фасад украсили картушами, представляющими собой щиты с изображением эмблемы Московско-Брестской железной дороги. Башенки с флагштоками нависали над четырьмя входами, ведущими в пассажирские залы.

Из открытых источников
Из открытых источников

Кассы и телеграф представляли собой все новшества той эпохи.

Интересно знать, что именно на этом вокзале, впервые в Москве, железнодорожные билеты заполняли не от руки, а использовали специальные аппараты.

Само здание увеличило свои площади более чем в три раза, по сравнению с предыдущей постройкой.

Торжества по случаю открытия нового здания Брестского вокзала совпадали с годом празднования столетия победы над войсками Наполеона. В память об этих событиях было решено именовать железную дорогу Александровской, а сам вокзал стал Александровским (в память об императоре-победителе Александре I).

Первая мировая возвела Александровский вокзал в статус прифронтового. Именно отсюда уходили эшелоны с военными на западный фронт, а обратно прибывали в Москву составы с раненными.

Военная значимость железнодорожного вокзала не уменьшилась и в годы Отечественной войны 1941-1945 годов.

В 1922 году, из-за слияния Александровской железной дороги и Московско-Балтийской, вокзал вновь переименовывают. Теперь он становится Белорусско-Балтийским.

Свое нынешнее название железнодорожный вокзал получил уже при Советской Союзе, в 1936 году.

Последняя реконструкция вокзала была проведена в 2007-2009 году компанией Аэроэкспресс для улучшения транспортного сообщения с аэропортом Шереметьево и качественного обслуживания авиа- и железнодорожных пассажиров.

Работы были проведены на высоком уровне и, что самое главное, с сохранением исторического вида всего комплекса Белорусского вокзала.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца.