Продолжаем изучать завод ЗИЛ.
У меня уже 23 часть, и в этой части завода осталось не так много крупных цехов.
Часть 7 - рессорно-пружинный цех
Часть 8 - цех реализации запасных частей
Часть 9 - ремонтно-механический цех
Часть 13 - инструментальный цех
Часть 14 - энергосиловой цех (ЭСЦ)
Часть 15 - штампо-механический цех (ШМЦ)
Часть 16 - цех покраски прессового корпуса
Часть 17 - компрессорная станция №2
Часть 18 - дополнение про прессовое производство
Часть 19 - цех ремонта электрокаров
Часть 20 - сварочное производство 60-70-х
Часть 21 - склад резины и моторов
В одной из прошлых статей мы вспоминали про Инструментальный цех, который выходит фасадом на ТТК. Сегодня давайте пройдем чуть дальше по ТТК, минуем Проходную, Модельный цех и окажемся на заасфальтированной площадке между ним и зданием Конторы.
Для понимания, напомню схему территории.
Здесь раньше был Литейный цех №1 (ГЛЦСиЦЛ) - Главный Литейный Цех Стального и Цветного Литья.
Поправьте меня в комментариях, если я неправильно дал расшифровку.
Основная продукция:
• стальное фасонное автомобильное литье,
• индивидуальное и мелкосерийное литье из стали, серого, высокопрочного, специальных чугунов для собственного станкостроения и РЕН весом до 6 тонн,
• литье из жароупорных и специальных сплавов,
• литье по разовым заказам из цветных сплавов на основе алюминия и меди,
• литье бронзовых колоколов по специальным заказам.
Для начала, вспомним более подробно историю этого цеха.
История литейного цеха ЗИЛа начинается одновременно с историей самого завода. Трехпролетное одноэтажное здание было возведено в 1916 году в комплексе АМО Авторемонтных мастерских братьев Рябушинских. Авторами проекта для братьев Рябушинских были Кузнецов А.В., Лолейт А.Ф., при участии Мельникова К.С.
Являясь одним из комплекса производственных зданий, цех был решен в едином архитектурном стиле с остальными строениями. Отличительной чертой стали полукруглые арки, этот прием был применен во всех зданиях, включая здание заводоуправления.
Для создания лучших условий освещенности внутри цеха, вдоль трех пролетов были сооружены треугольные продольные зенитные фонари. Эти фонари в сочетании со сплошным остеклением боковых стен и арок подчеркивали промышленный характер архитектуры. Основу здания формировал железобетонный каркас, пролеты (по 13 м) были перекрыты арочными фермами. Наружные ограждающие конструкции выполнены из кирпича.
В период первой реконструкции территории завода в 1928 году здание не было существенно перестроено, была сооружена пристройка в торце здания. Ко второй реконструкции 1934 года подошло в виде близком к первоначальному.
Вторая реконструкция завода стала периодом рождения одного из гигантов отечественной автомобильной промышленности. Территория завода была существенно расширена. В ходе этого расширения был сформирован новый облик завода. Проект реконструкции территории завода был разработан в проектном институте Промстройпроект, главный инженер Волчегорский М.С., главный архитектор Титов М.М., автор архитектурного оформления Попов Е.М. (мастерская №1 НКТП).
Широкие заводские аллеи, благоустройство территории, новые огромные корпуса завода, решенные в едином стиле, характерная промышленная архитектура периода перехода от конструктивизма к соцреализму.
Основные производственные здания старого АМО были реконструированы и включены в новую структуру завода. Литейные цех был также реконструирован. Проектом было предусмотрено расширение цеха с сохранением его функционального назначения в старой части здания и размещением новой функции в новой его части. Цех совместил две функции: литейную и модельную.
Авторы проекта максимально использовали конструкции дореволюционных лет. В ходе реконструкции в «исторической» зоне были заменены зенитные фонари. Применение трапециевидных светоаэрационных фонарей создавало лучшие санитарно-гигиенические условия в горячем цехе. Крайний (со стороны заводской территории) пролет был покрыт продольным трапециевидным светоаэрационным фонарем, оснащен крановым оборудованием. В части здания, выходящей фасадами на Автозаводскую улицу, освещенность рабочих зон обеспечивалась преимущественно боковым светом, сквозь сплошное остекление фасада цеха. Все светоаэрационные фонари оборудовались системой открывания створок для проветривания производственных помещений.
Проект расширения литейного цеха был реализован не в полном объеме. Пристройка в торце цеха 1928 года, предполагавшаяся к демонтажу, не была снесена. Также не в полном объеме было выполнено декоративное оформление цеха со стороны Автозаводской улицы.
Архитектура заводского комплекса в целом теперь коренным образом отличалась от дореволюционной. Здания цехов сплошной застройки имели значительные размеры, требовали применения новых архитектурных решений. Архитектура цехов была построена, с одной стороны, на динамичных силуэтах зданий, сформированных профилями светоаэрационных фонарей, с другой стороны, на ритме пилонов и сплошного остекления вдоль протяженных фасадов производственных зданий. Учитывая специфику восприятия при движении на транспорте и пешком, архитекторы акцентировали разномасштабные членения пилонов и импостов с мелким заполнением остекленных поверхностей.
Проектом была предусмотрена отделка фасадов зданий природным камнем. Конструкции сплошного остекления выполнялись из металла. Несущие остовы зданий конструировались на основе железобетонных несущих конструкций, светоаэрационные фонари выполнялись на основе металлических ферм.
Здесь очень важно отметить, что архитекторы в период второй реконструкции работали на основе глубокого анализа передовой зарубежной практики и отечественного опыта промышленного строительства в период первой пятилетки. На этой основе применялись наиболее перспективные и эффективные конструктивные и технические решения. Не менее существенно, что только в этот период при проектировании промышленных комплексов ведущая роль в разработке проектов принадлежала архитектору.
Сегодня очевиден глубокий профессионализм и дальновидность авторов проекта. Примененные в проекте приемы и решения до сих пор являются одними из наиболее современных средств в промышленной архитектуре. Реконструкции, проводимые на ряде промышленных предприятий в Америке и Германии направлены на более широкое применение естественного освещения и вентиляции, которые в полной мере использовались в период 1930-х годов в отечественной практике.
http://www.archnadzor.ru/2013/04/22/liteynyiy-tseh-kotoryiy-nam-nelzya-poteryat/
Такая вот насыщенная история этого цеха. Вот так он выглядел в свое время.
А вот вид сверху. Обратите внимание на цех в нижней части фотографии, с тремя длинными светоаэрационными фонарями. Это и есть самая старая часть цеха. На ТТК выходит уже пристройка 30-х годов.
Но со временем цех стал приходить в упадок.
Появились выбитые стекла и просветы в крыше. Проще говоря - местами рухнула крыша.
И вот не придумали ничего лучше, чем этот цех снести.
При этом обещали сохранить фасадные стены, как памятник архитектуры.
Но, увы! И эти остатки были втихаря снесены буквально в одну ночь. Якобы потому что стены были очень ветхими. Хотя на фото видно, что были установлены специальные поддерживаюшие подпорки. Слабость конструкции, говорите? Но мы ведь с вами знаем!
Еще немного фото.
Давайте теперь глянем, что было внутри.
Удалось найти старые фотографии, еще времен действующего производства.
1
2
И более современные.
И еще.
Между прочим, в этом цеху изготавливали и спецзаказы, например, колокола для новых храмов!
Вообщем, со временем все пришло в запустение. Все технологическое оборудование исчезло. Уж не знаю, продали, свезли на металлолом, разворовали или куда-то вывезли...
Такие вот дела.
Я показываю, как оно есть, без прекрас и оптимизма по отношению к сохранению памятников архитектуры. Не хочу кого-то обвинять, делать выводы и все такое прочее - вы и сами можете это сделать. Комментарии открыты для обсуждения.
А фото пусть служат напоминаем о том, что было, и что стало.
Понравилась публикация? Ставьте лайк! Подписывайтесь на канал. А может есть что добавить? Пишите в комментариях!