Найти тему

Завод ЗИЛ (часть 23) - литейный цех №1 (ГЛЦСиЦЛ)

Продолжаем изучать завод ЗИЛ.

У меня уже 23 часть, и в этой части завода осталось не так много крупных цехов.

Часть 1 - история завода ЗИЛ

Часть 2 - общая информация

Часть 3 - старый кузовной цех

Часть 4 - моторный цех

Часть 5 - прессовый цех

Часть 6 - арматурный цех

Часть 7 - рессорно-пружинный цех

Часть 8 - цех реализации запасных частей

Часть 9 - ремонтно-механический цех

Часть 10 - цех "нормаль"

Часть 11 - конвеерные галереи

Часть 12 - контора АМО ЗИЛ

Часть 13 - инструментальный цех

Часть 14 - энергосиловой цех (ЭСЦ)

Часть 15 - штампо-механический цех (ШМЦ)

Часть 16 - цех покраски прессового корпуса

Часть 17 - компрессорная станция №2

Часть 18 - дополнение про прессовое производство

Часть 19 - цех ремонта электрокаров

Часть 20 - сварочное производство 60-70-х

Часть 21 - склад резины и моторов

Часть 22 - модельный цех

В одной из прошлых статей мы вспоминали про Инструментальный цех, который выходит фасадом на ТТК. Сегодня давайте пройдем чуть дальше по ТТК, минуем Проходную, Модельный цех и окажемся на заасфальтированной площадке между ним и зданием Конторы.

Для понимания, напомню схему территории.

Здесь раньше был Литейный цех №1 (ГЛЦСиЦЛ) - Главный Литейный Цех Стального и Цветного Литья.

Поправьте меня в комментариях, если я неправильно дал расшифровку.

Основная продукция:
• стальное фасонное автомобильное литье,
• индивидуальное и мелкосерийное литье из стали, серого, высокопрочного, специальных чугунов для собственного станкостроения и РЕН весом до 6 тонн,
• литье из жароупорных и специальных сплавов,
• литье по разовым заказам из цветных сплавов на основе алюминия и меди,
• литье бронзовых колоколов по специальным заказам.

-2

Для начала, вспомним более подробно историю этого цеха.

История литейного цеха ЗИЛа начинается одновременно с историей самого завода. Трехпролетное одноэтажное здание было возведено в 1916 году в комплексе АМО Авторемонтных мастерских братьев Рябушинских. Авторами проекта для братьев Рябушинских были Кузнецов А.В., Лолейт А.Ф., при участии Мельникова К.С.

-3

Являясь одним из комплекса производственных зданий, цех был решен в едином архитектурном стиле с остальными строениями. Отличительной чертой стали полукруглые арки, этот прием был применен во всех зданиях, включая здание заводоуправления.

-4

Для создания лучших условий освещенности внутри цеха, вдоль трех пролетов были сооружены треугольные продольные зенитные фонари. Эти фонари в сочетании со сплошным остеклением боковых стен и арок подчеркивали промышленный характер архитектуры. Основу здания формировал железобетонный каркас, пролеты (по 13 м) были перекрыты арочными фермами. Наружные ограждающие конструкции выполнены из кирпича.

В период первой реконструкции территории завода в 1928 году здание не было существенно перестроено, была сооружена пристройка в торце здания. Ко второй реконструкции 1934 года подошло в виде близком к первоначальному.

-6

Вторая реконструкция завода стала периодом рождения одного из гигантов отечественной автомобильной промышленности. Территория завода была существенно расширена. В ходе этого расширения был сформирован новый облик завода. Проект реконструкции территории завода был разработан в проектном институте Промстройпроект, главный инженер Волчегорский М.С., главный архитектор Титов М.М., автор архитектурного оформления Попов Е.М. (мастерская №1 НКТП).

-7

Широкие заводские аллеи, благоустройство территории, новые огромные корпуса завода, решенные в едином стиле, характерная промышленная архитектура периода перехода от конструктивизма к соцреализму.

Основные производственные здания старого АМО были реконструированы и включены в новую структуру завода. Литейные цех был также реконструирован. Проектом было предусмотрено расширение цеха с сохранением его функционального назначения в старой части здания и размещением новой функции в новой его части. Цех совместил две функции: литейную и модельную.

-8

Авторы проекта максимально использовали конструкции дореволюционных лет. В ходе реконструкции в «исторической» зоне были заменены зенитные фонари. Применение трапециевидных светоаэрационных фонарей создавало лучшие санитарно-гигиенические условия в горячем цехе. Крайний (со стороны заводской территории) пролет был покрыт продольным трапециевидным светоаэрационным фонарем, оснащен крановым оборудованием. В части здания, выходящей фасадами на Автозаводскую улицу, освещенность рабочих зон обеспечивалась преимущественно боковым светом, сквозь сплошное остекление фасада цеха. Все светоаэрационные фонари оборудовались системой открывания створок для проветривания производственных помещений.

-9

Проект расширения литейного цеха был реализован не в полном объеме. Пристройка в торце цеха 1928 года, предполагавшаяся к демонтажу, не была снесена. Также не в полном объеме было выполнено декоративное оформление цеха со стороны Автозаводской улицы.

-10

Архитектура заводского комплекса в целом теперь коренным образом отличалась от дореволюционной. Здания цехов сплошной застройки имели значительные размеры, требовали применения новых архитектурных решений. Архитектура цехов была построена, с одной стороны, на динамичных силуэтах зданий, сформированных профилями светоаэрационных фонарей, с другой стороны, на ритме пилонов и сплошного остекления вдоль протяженных фасадов производственных зданий. Учитывая специфику восприятия при движении на транспорте и пешком, архитекторы акцентировали разномасштабные членения пилонов и импостов с мелким заполнением остекленных поверхностей.

-11

Проектом была предусмотрена отделка фасадов зданий природным камнем. Конструкции сплошного остекления выполнялись из металла. Несущие остовы зданий конструировались на основе железобетонных несущих конструкций, светоаэрационные фонари выполнялись на основе металлических ферм.

-12

Здесь очень важно отметить, что архитекторы в период второй реконструкции работали на основе глубокого анализа передовой зарубежной практики и отечественного опыта промышленного строительства в период первой пятилетки. На этой основе применялись наиболее перспективные и эффективные конструктивные и технические решения. Не менее существенно, что только в этот период при проектировании промышленных комплексов ведущая роль в разработке проектов принадлежала архитектору.

-13

Сегодня очевиден глубокий профессионализм и дальновидность авторов проекта. Примененные в проекте приемы и решения до сих пор являются одними из наиболее современных средств в промышленной архитектуре. Реконструкции, проводимые на ряде промышленных предприятий в Америке и Германии направлены на более широкое применение естественного освещения и вентиляции, которые в полной мере использовались в период 1930-х годов в отечественной практике.

http://www.archnadzor.ru/2013/04/22/liteynyiy-tseh-kotoryiy-nam-nelzya-poteryat/

Такая вот насыщенная история этого цеха. Вот так он выглядел в свое время.

А вот вид сверху. Обратите внимание на цех в нижней части фотографии, с тремя длинными светоаэрационными фонарями. Это и есть самая старая часть цеха. На ТТК выходит уже пристройка 30-х годов.

-15

Но со временем цех стал приходить в упадок.

Появились выбитые стекла и просветы в крыше. Проще говоря - местами рухнула крыша.

И вот не придумали ничего лучше, чем этот цех снести.

При этом обещали сохранить фасадные стены, как памятник архитектуры.

Но, увы! И эти остатки были втихаря снесены буквально в одну ночь. Якобы потому что стены были очень ветхими. Хотя на фото видно, что были установлены специальные поддерживаюшие подпорки. Слабость конструкции, говорите? Но мы ведь с вами знаем!

Еще немного фото.

Давайте теперь глянем, что было внутри.

Удалось найти старые фотографии, еще времен действующего производства.

1

2

И более современные.

И еще.

Между прочим, в этом цеху изготавливали и спецзаказы, например, колокола для новых храмов!

Вообщем, со временем все пришло в запустение. Все технологическое оборудование исчезло. Уж не знаю, продали, свезли на металлолом, разворовали или куда-то вывезли...

Такие вот дела.

Я показываю, как оно есть, без прекрас и оптимизма по отношению к сохранению памятников архитектуры. Не хочу кого-то обвинять, делать выводы и все такое прочее - вы и сами можете это сделать. Комментарии открыты для обсуждения.

А фото пусть служат напоминаем о том, что было, и что стало.

Часть 24 - литейный цех №2

Понравилась публикация? Ставьте лайк! Подписывайтесь на канал. А может есть что добавить? Пишите в комментариях!