Найти тему

Странная община в затерявшейся в лесах Чердыни деревне

Заброшенная деревня Черепаново. Фото из открытых источников
Заброшенная деревня Черепаново. Фото из открытых источников

В предыдущих статьях я рассказывала о том, как живут старообрядцы в наше время, причем я старалась подойти к вопросу с разных сторон, рассказывая как о закрытых скитах в глуши енисейских лесов, так и о старообрядческих деревнях. И в тех, и в других уклад жизни строится десятилетиями. Но сегодня речь пойдет совсем о другом случае.

Летом 2013 года рыбаки и охотники, промышляющие в Чердынском районе Пермского края стали рассказывать, что в заброшенной деревне Черепаново поселились какие-то люди. Вроде похожи на староверов, но в красном углу вместо икон у них был портрет последнего императора дома Романовых Николая II и всей его семьи. Сначала их было всего 8, но потом община выросла до 50 человек, причем среди них были и дети.

К тому моменту деревушка в десяток домов была совсем заброшена: ни дорог, ни связи с деревней нет, до Перми - краевого центра, чуть больше 500 км, из них около 200 - полное бездорожье, поэтому жители деревни семья за семьей подались ближе к цивилизации. И когда местные охотники и рыбаки обнаружили пришельцев, сначала решили, что их привел сюда тот факт, что под Ныробом был замучен в 1602 году дядя первого царя дома Романовых - Михаил Романов. Но от Черепаново до Ныроба больше 80 км, да и не видели местные пришельцев около часовни, возведенной на месте гибели Михаила.

Возглавлял общину (на тот момент) некто Вениамин Филиппов, родом из Москвы. По образованию он терапевт, некоторое время даже работал в "Кремлевке", затем ездил врачом на скорой. А потом вдруг ушел в религию. Стал священником, служил в Тульской области. И вот новый поворот - Филиппов ушел в неканоническую религиозную организацию. За раскольническую деятельность был лишен сана, что не помешало ему наречь себя иеромонахом Евстратием. Стал проповедовать свои взгляды по храмам (исподтишка, как я полагаю), собирая единомышленников, и вот привел их в Черепаново.

Иеромонах Евстратий. Фото из открытых источников
Иеромонах Евстратий. Фото из открытых источников

На момент обнаружения общины, люди в ней были из разных мест - из Подмосковья, Астараханской, Тульской области. В Черепаново добирались своим ходом - когда пешком, когда на попутках. Журналисты, узнавшие об общине и решившие написать о ней, ехали до Черепаново 18 часов, часто со скоростью 10 км/час. Судите сами, какая это глушь, и как хотелось спрятаться членам общины. Впрочем, они этого и не скрывали: "подальше от людей, чтобы не мешали молиться".

Уклад жизни общины суров и напоминает распорядок Агафьи Лыковой: подъем рано утром: в 4.30 утра, затем служба до 11, только потом сестры идут готовить обед, который обычно в час дня. Затем сестры выполняют работу по дому: шьют, стирают, а братья занимаются физическим трудом: заготавливают дрова, рыбачат, охотятся. Вечером вторая трапеза и снова служба. Получается, что едят два раза в день и не досыта, только, чтобы хватало сил. Из еды - макароны, крупы. Мясо и рыба, как я поняла, зависят от удачи братьев. На тех фото, которые я видела, у детей голодные глаза, хотя детям дозволяется есть, когда хотят. Но видимо, не так ее много, той еды.

Себя члены общины называют "непоминающими" - во время молитв они не поминают патриарха Кирилла. Помимо этого они, как и некоторые старообрядцы, типа Лыковых, отрицают все, связанное с государством - паспорт, любой полис, будь то страховой или медицинский, ИНН и прочее. Штрих-коды (как знакомо по Агафье Лыковой!) от лукавого, в паспорт вшит микро-чип и число зверя (как они между собой сочетаются?), школы и социальные службы тоже от лукавого. Единственное, что у них есть, это "тождества" - заверенная нотариусом на основе какого-то документа справка с фотографией. Сами документы они посжигали.

Вот мне интересно знать - где логика? Почему бумажку с фото можно, а паспорт нельзя? Где там это самое число зверя прячется?

Когда в администрации Чердынского района узнали про пришельцев, их предупредили, что наступающая зима будет очень суровой. Похоже, что многие даже не представляли себе, насколько. В итоге осенью община приняла переданную им социальную помощь - теплые вещи и продукты, а вот от прибывшего врача разбежалась по всем углам.

А я опять задумалась - товары и продукты мы, значит, берем? Но ведь товарищи сектанты (я думаю, читатели согласятся с этим определением) - не Агафья Карповна, прожившая всю жизнь в тайге и до появления первых визитеров понятия об этих самых штрих-кодах не имевшая. Ее можно обмануть, закрасив код черным маркером. А эти? А эти решили, что, если ненавистный код срезать, то все будет замечательно.

Чем закончилась история с этой общиной в глухой лесной деревушке, я расскажу в следующей статье, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное. Другие материалы о том, как живут старообрядцы в скитах и обычных деревнях, можно прочесть здесь:

Енисей. Скиты старообрядцев в наши дни

"Мертвые души" XXI века, или Одна ли такая Агафья Лыкова

Как на самом деле живут старообрядцы в наши дни