Найти тему
Наблюдатель

Средневзвешенное место России в мировом рейтинге образования

Фото с сайта РОСОБНАДЗОРА
Фото с сайта РОСОБНАДЗОРА

Погода сегодня солнечная, три члена моей семьи поправляются после Ковида, я от него упорно обороняюсь — только что не сплю в маске. Что ещё надо? — Живи и радуйся! Так нет! Рособрнадзор взвинтил мою радость до небывалого градуса следующим сообщением:

Россия опережает намеченный график вхождения в десятку лучших стран мира по качеству общего образования

Бросил я несколько раз маску до потолка и решил почитать внимательно.

«Россия в 2020 году существенно улучшила свои показатели по читательской и математической грамотности 15-летних школьников, показали результаты общероссийского исследования по модели PISA, проводившегося осенью прошлого года. Эти результаты, наряду с итогами сравнительных международных исследований PIRLS и TIMSS, лежат в основе расчета показателя вхождения России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования.

По читательской грамотности результат российских школьников повысился с 488 баллов в 2019 году до 492 баллов в 2020 году, место России в мировом рейтинге – с 26 до 24. Показатель математической грамотности продемонстрировал еще более существенный рост – с 483 до 494 баллов, по нему Россия поднялась с 33 на 27 место. По естественно-научной грамотности результат несколько снизился – с 479 до 472 баллов, по этому показателю Россия в 2020 году находилась на 36 месте.

Показатель «средневзвешенное место России», рассчитываемый на основе результатов исследований PISA, PIRLS и TIMSS, составил 13,5, превысив намеченный в рамках национального проекта «Образование» плановый показатель для 2020 года – 14».

Постойте, как же это может быть? Какие ещё чудесные первые места учтены, что средневзвешенный результат оказался резко лучше трёх существенных результатов?

Поискал я методику расчётов, и тут выяснилось, что этот средневзвешенный показатель вычисляют как среднее арифметическое восьми показателей, перечисленных в приказе от 27 декабря 2019 года № 1747:

1) PIRLS (4 класс) по качеству чтения и понимания текста
2) TIMSS (4 класс) по математическому направлению
3) TIMSS (4 класс) по естественно-научному направлению
4) TIMSS (8 класс) по математическому направлению
5) TIMSS (8 класс) по естественно-научному направлению
6) PISA по направлению читательская грамотность
7) PISA по направлению математическая грамотность
8) PISA по направлению естественно-научная грамотность

В качестве примера приведу данные из приказа по расчётам значения показателя на 2018 год.

-2

Об утверждении Методики расчета показателя "Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации"

Получается такая картина по 2018 году.

Читательская грамотность 4 класс — 1 место,
Естествознание 4 класс — 4 место,
Математика 4 класс — 7 место,
Естествознание 8 класс — 7 место,
Математика 8 класс — 8 место,
Математическая грамотность 8 класс — 30 место,
Читательская грамотность 8 класс — 31 место,
Естественно-научная грамотность 8 класс — 33 место.

А вот что такое средневзвешенное место 14,88 для меня остаётся загадкой. Мы почти 15-е были в какой дисциплине? Что не так у нас с математикой или с исследованиями, если они показывают в 8 классе 8 и 31 место? Математику знают, а применять по правилам исследования не умеют? То же с естествознанием и с естественно-научной грамотностью?

Перечитал я ещё раз результаты 2020 года, которые привели высоких начальников в восторг: по читательской грамотности 24 место, по математической грамотности 27 место, по естественно-научной грамотности 36 место. А «средневзвешенное» 13,5 место… Интересно, считают ли так ещё хотя бы в одной стране, кроме России? И ещё. У нас действительно что-то улучшилось в образовании во время пандемии или другие страны перенесли её ещё хуже?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц