Найти тему
Свобода во Христе

Пост и молитва

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

Когда назначается пост? В чем его суть? Зачем он нужен? Что значит поститься в библейском понимании?

Пост - это добровольный или вынужденный отказ от пищи.

«Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: «Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а твои ученики не постятся»? И сказал им Иисус: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк.2:18-20).

Ученики Иоанновы и фарисеи – это иудейский народ, у которого было принято поститься каждый понедельник и четверг. Древняя иудейская традиция связывает эти дни с рассказом о том, что Моисей начал свой сорокадневный пост на горе Синай в четверг, а окончил в понедельник. Эти посты возникли в результате желания наиболее серьезных людей искупить мирской образ жизни нации, так как они чувствовали, что этот образ жизни стремительно приближает их к гибели.

Вообще, евреи в древности имели обычай поститься индивидуально с целью изгладить грех или получить благоприятный ответ на молитву. Но в действительности многие постились потому, что верили в особую заслугу поста пред Богом, не понимая ни характера, ни природы праведности. Иисус Христос изобразил такую религию в образе фарисея, который хвалил себя в молитве Богу: «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лук.18:12).

Истинный пост – это не просто исполнение обряда. Писание говорит о том посте, который избрал Бог: «разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо,… и отдашь голодному душу свою и напитаешь душу страдальца» (Ис.58:6,10). «В этих словах пророка Исайи явлен дух и характер деятельности Иисуса Христа. Вся Его жизнь была жертвой во имя спасения мира. И когда Он постился в пустыне или сидел с мытарями на празднике у Матфея, Он отдавал Свою жизнь ради искупления погибших. Истинная набожность проявляется не в показной скорби во время поста, не в самобичевании и не в многочисленных жертвах, но в добровольной отдаче всего себя на служение Богу и людям» (Е.Уайт «Желание веков», с.278).

Можем ли мы постом расположить Бога к слышанию наших молитв? Можем ли в результате постов стать более праведными пред Ним? Нет. Вопрос верующих, которые стремятся делами и постами оправдаться пред Господом, звучит так: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь»?( Ис.58:3).

Постом мы не приблизимся к Богу. Подобно тому, как законом познается грех, так постом познается воля Божья, потому что постящийся стремится прежде всего её узнать.

Пост – это не обязательно полный отказ от пищи, но ограничение определенного рода пищи, например, деликатесов, сладостей, особых приправ и т.д.

Назначая пост, следует избегать крайностей в питании, потому что Господь не прославляется от действий, ослабляющих тело и ухудшающих здоровье. Чтобы лучше понять суть поста, обратимся к некоторым библейским текстам.

«Сей же род изгоняется только молитвой и постом» (Мф.17:21 ). Этим словам Спасителя предшествовало исцеление Им бесноватого мальчика, которого дьявольский дух бросал то в огонь, то в воду. Отец несчастного обратился за помощью к ученикам Христа, но они не могли изгнать беса. Почему? Что помешало им? «По неверию вашему » - сказал Иисус, а далее добавил: «Сей же род изгоняется только молитвой и постом» (Мф.17:21 ).

Давайте проведем некоторое исследование этого места Священного Писания. Библеисты и богословы до сих пор не могут точно доказать, присутствовал ли данный текст в оригинале, потому что в большинстве древних рукописей он отсутствует. Только некоторые из них включают эти слова. То есть наличие 21-го стиха в Библии сомнительно. Прочтем параллельное место. «И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк.9:28-29) . В большинстве рукописей Нового Завета отсутствуют слова «…и поста». То есть тест звучит так: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы».

И еще одно место Библии: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор.7:5). Слова « пост» большинство древних манускриптов не содержит.

Что все это значит? То, что первостепенное значение в жизни верующего играет молитва. Можно ли постом «усилить» молитву? Можно ли отказом от пищи изгнать бесов или решить проблему со здоровьем, с финансами, с бытовым неустройством? Нет. Сколько бы мы ни просили, ни лили слез, ни отказывались от пищи и воды – если наше сердце наполнено эгоизмом, завистью, жестокостью, нетерпимостью, ропотом, жадностью, сварливостью, лицемерием, то никакая молитва, никакой пост не принесет нам пользы.

Постящийся человек в нашей культуре представляется человеком скорбящим, подавленным, сосредоточенным на решении какой-то важной проблемы. А пост воспринимается как наказание изнурением плоти. Это представление о посте скорее всего пришло из греческой философии: древние греки считали, что греховная плоть мешает духовному возрастанию, что во всех соблазнах, похотях, нечистотах виновато наше тело. Поэтому духовный человек должен бороться со своим телом, изнуряя его тем или иным образом. Одним из таких методов воздействия на плоть являлся отказ от пищи.

Что говорит Библия по этому поводу? Является ли пост неким наказанием, изнурением плоти? «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:16-18).

Да, я нахожусь в серьезной проблеме. Я стою перед важным выбором, который повлияет на мою дальнейшую судьбу. Да, я вижу в своем характере серьезный недостаток, от которого мне необходимо избавиться. И я назначаю пост, то есть отказываюсь от пищи. Но для меня это происходит естественным образом: я просто не думаю о ней, я нахожусь в присутствии Божьем и решаю вопрос с Ним. Посмотрите на пророка Моисея, когда он дважды восходил на гору Синай и дважды по сорок дней ничего не ел и не пил. Был ли он подавлен там от нехватки еды? Да он забыл, что вообще надо принимать пищу, потому что буквально купался в лучах славы Божьей.

Иисус также не думал о еде во все время сорокадневного поста. Он размышлял над Своей миссией, находился в присутствии Отца и питался им. Взалкал Он только тогда, когда решил Свою проблему по прошествии сорока дней. То есть пост – это не унылое состояние духа, а пребывание в присутствии Небесного Отца, в непрерывном общении с Ним. А это общение никогда не угнетает и печали не приносит. Поэтому сказал Иисус: «Когда поститесь, не будьте унылы,… помажь голову твою и умой лице твое».

Почему ученики Христа не могли изгнать беса? Потому ли, что не совершили молитвы и не назначили поста? Поэтому? Нет. Но потому, что ссорились и роптали друг на друга, выясняя, кто из них больший. То есть они не находились в молитвенном состоянии, несмотря на то, что возможно и молились Богу. Молитва и молитвенное состояние – это еще не одно и то же.

Когда мы приходим в церковь, чаще всего мы продолжаем сторониться друг друга. И когда мы друг друга в чем-то подозреваем, таим обиды и ропщем друг на друга разве бесовский мирской дух может покинуть нас? Сколько бы мы ни постились и ни молились, состояние нашего сердца будет далеко от молитвенного. Библия призывает: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные; сокрушайтесь, плачьте, рыдайте,…смиритесь пред Господом и вознесет вас» (Иак.4:8-10).

Бесноватый не может исцелить бесноватого. Присутствие в наших сердцах злобного духа не позволяет Духу Христову быть с нами – нам нужно изгнать чуждый дух из наших собственных сердец. Не постом два раза в неделю и не молитвой от раза к разу, но молитвой непрестанной, то есть постоянным пребыванием в молитвенном состоянии изгоняется бес.

Что такое молитвенное состояние? Это образ жизни. Это приведение своего образа жизни в подобие образа жизни Иисуса Христа. Это те же чувствование, те же мысли, побуждения, желания, что и у Христа. Это обостренная ко всякому злу совесть. Все это возможно только в постоянном личном общении с Христом. Тесная постоянная связь с Богом – вот, что такое молитвенное состояние. И только в таком состоянии мы способны победить грех и изгнать сатанинский дух.

Что же такое пост и зачем он нужен? «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк.2:20).

К сожалению, мы не всегда знаем волю Божью о себе. Хотя Дух Христа с нами «во все дни до скончания века» , суета мира часто нас поглощает, и мы начинаем «тонуть» в пучине проблем и переживаний. Вот здесь пост помогает нам. Временами мы нуждаются в особой остроте мысли и проницательности рассудка. Нам могут предстоять важные решения, или у нас может возникнуть желание глубже познать волю Божью. В таком случае пост может принести большое благословение.

О духовном состоянии учеников Христа хорошо написано в книге «Желание веков» (с.277-278): «После Своего вознесения Иисус уже не будет присутствовать среди них как личность, но через Утешителя (Святого Духа) возвратится к ним, и тогда не нужно пребывать в печали, потому что именно этого хотел сатана – то есть внушить людям, будто они обмануты и разочарованы. Однако им надлежит с верой обращать взоры к небесному святилищу, где Иисус ходатайствует за них. Им надлежит открыть свои сердца Святому Духу, представляющему Христа, и возрадоваться в свете Его присутствия. И все же придут дни испытаний и искушений, когда они столкнутся с правителями мира сего и с властями царства тьмы. Христа не будет с ними, и они не смогут распознать Духа-Утешителя. Тогда и наступит время поста».

Итак, что такое пост? Пост – это стремление изменить жизнь в соответствии с волей Божьей. Пост всегда сопровождается молитвой, то есть совершается в молитвенном состоянии. Может ли верующий постом и особой молитвой изгонять бесов? Может, если находится в молитвенном состоянии, то есть в пост оянном общении с Иисусом Христом и ведет образ жизни в соответствии с волей Божьей. Поэтому присутствие Святого Духа в нашей жизни нужно не от раза к разу, а посто янно, ежедневно, ежеминутно. Мы постоянно, каждый день должны умирать для греха, изгоняя из сердца чуждый Господу дух гордости, нетерпимости, алчности, зависти, мстительности и обидчивости. И изгоняется этот дух не каким-то особым ритуалом или обрядом, то есть делами, а исключительно постоянной верой в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.