Когда-то давно слово каллиграфия пришло в русский язык из греческого и осталось в нем для обозначения красивого почерка. Раньше умению изящно и разборчиво писать уделялось много сил и времени. Одной из важнейших задач начальной школы было обучить ребенка аккуратно выводить буквы. Специальные упражнения на уроках чистописания помогали выработать у детей правильный, каллиграфический почерк. Как до революции, так и в советское время ученики под бдительным руководством учителей тренировали по прописям навыки художественной скорописи.
Сегодня при обилии печатных средств, гаджетов каллиграфия постепенно уходит из постоянного обихода в область высокого искусства. Ее чаще используют в графическом дизайне для создания оригинальных, нестандартных надписей при изготовлении логотипов, пригласительных или свадебных билетов, наклеек и пр. Учебники по чистописанию и тетрадки в косую линейку в современных лицеях тоже имеют место быть, но все течет, все меняется, и XXI век на свой лад расставляет приоритеты и акценты. Безвозвратно ушло в прошлое требование педагогов писать только перьевыми ручками (использовать шариковые позволялось не раньше четвертого класса). Старшему поколению непременно на память придут чернильницы непроливайки и химические карандаши, а в книгах XVIII–XIX веков мы непременно наткнемся на картинки, где показано, как затачивать перья.
На сайте НЭБ при поддержке Российской национальной библиотеки (РНБ) представлены две коллекции. Одна – азбуки, буквари, грамматики из фонда РНБ, по которым проходило обучение русскому языку в России до 1917 года. Выпуск подобных изданий считался делом государственной важности, в создании таких книг принимали участие выдающиеся деятели науки и культуры своего времени.
В отдельные группы выделены издания для обучения русскому языку как иностранному, а также документы, хранящиеся в фонде Редких книг РНБ – издания XVI–XVII вв. на церковнославянском языке.
Вторая подборка посвящена изданиям по искусству каллиграфии, прописям и пособиям для обучения письму. Они будут интересны не только желающим научиться красиво писать, но и тем, кто изучает историю письма.
Хотя прописи и содержат в себе текст, основное их содержание – графические композиции, представляющие собой результат творчества художников-каллиграфов и гравёров. Прописи позволяют выделить основные каллиграфические варианты начертаний букв, что имеет важнейшее значение для изучения письменных памятников, так как даёт возможность исследователю отталкиваться в анализе почерка от образца обучения, на основании которого он сложился. При составлении прописей их авторы исходили (за некоторыми исключениями) из современной им «нормы» графических вариантов букв и общего «строя» почерка.
Во вступлении к пособию по каллиграфии 1811 года В. Плетнева сказано, что при воспитании детей их нужно предохранить от
«худых привычек, могущих лишить их и вкуса, и способностей; а особливо, когда они обязаны бывают не только смотреть на худое, но и подражать худому, что еще более вкореняется в них и напоследок совершенно обезображивает воображение. Например, если они смотрят на худую статую, то не только не будут уметь изобразить хорошей, но даже не будут иметь они понятия о совершенстве ее».
Так заходите на портал НЭБ и любуйтесь редкими книгами и великолепными образцами каллиграфии!