Найти тему
Ksoruks

Еще один мессия в Новом Завете. Кем был Варавва?

Четыре Евангелия различаются описанием последних часов жизни Иисуса, но среди тех, которые повторяются в каждом из них, - история закона благодати Пилата и выбора между Назарянином и Вараввой перед народом. Хотя этот персонаж участвовал в событиях, которые стали краеугольным камнем новой веры, мы мало о нем знаем. Даже если он действительно существовал.

Согласно посланию евангелистов, Пилат дал людям выбор между прощением Иисуса и разбойника Вараввы. Однако, побуждаемая толстыми священниками, они выбрали Варавву. Однако это краткое описание событий вызывает множество вопросов.

Революционный?

Чтобы понять, кем мог быть Варавва, нужно взглянуть на политическую ситуацию в Иудее во время жизни Иисуса. Земля потеряла независимость, став римской префектурой, управляемой губернатором Понтием Пилатом. Евреи разделились на несколько религиозных и политических партий, объединенных ненавистью к оккупантам. Наиболее радикальными были сикарианцы, отделившиеся от партии фанатиков. Их название произошло от кинжалов,с которыми они нападали на оккупантов и коллаборационистов. По сегодняшней терминологии они были террористами.

Вероятно, одной из этих крайних групп был Варавва. На это указывают библейские описания: «Он был брошен в темницу за какой-то бунт в городе и за убийство», - читаем мы у евангелиста Луки (Лк 23: 17-25); «Был один, по имени Варавва, заключенный в тюрьму с мятежниками , совершившими убийство во время беспорядков», - мы находим, в свою очередь, у Марка.

Пасха была временем, когда евреи со всей страны приезжали в Иерусалим. В городе царил шум и неразбериха в сочетании с религиозной и патриотической приподнятостью. В таких условиях достаточно искры, чтобы зажечь пламя революции. Для радикалов это идеальные условия для действий - возможно, Варавва командовал сикарианцами, которые в то время планировали начать антиримские действия.

О том, что Варавва был революционером, а не обычным преступником, свидетельствует само его имя, а точнее его прозвище. Бар-Аббас означает «Сын Отца». Его конструкция напоминает еще один псевдоним, данный евреями революционеру. Когда в 132 г. разразилась Вторая еврейская война, ее возглавил Шимон бен Косиба. Командирам удалось на два года отказаться от римского господства над Иудеей. Это достижение принесло ему прозвище Бар-Кохба - «Сын Звезды». То же самое могло быть и с мятежником Бар-Аббасом.

Варавва, которого там не было

Прозвище Варавва - важный ключ к разгадке еще одной теории, которая пытается разгадать тайну таинственного героя Нового Завета. Термин «Сын Отца» в библейском послании соответствует ... самому Иисусу. «Истинно, истинно говорю вам, что Сын не смог бы ничего сделать сам, если бы не увидел, что делает Отец. Ибо то, что он делает, и Сын делает то же самое», - сказал Назарянин своим ученикам согласно Евангелие от Иоанна.

Ориген, христианский мыслитель, живший на рубеже II и III веков нашей эры, утверждал, что имя Варавва, которое также читалось ... Иисус, сохранилось в древнейших рукописях Евангелий. Только более поздние христианские общины, почитающие имя Назарянина, не могли смириться с тем, что его тезка был преступником, и стерли этот факт для потомков.

Эти подсказки приводят некоторых библеистов к предположению, что Пилату противостояли не два осужденных, а один - Иисус Христос Бар-Аббас - Сын Отца.

Загадка пасхальной амнистии

Эта теория, кажется, подтверждается разногласиями среди ученых относительно историчности пасхального обычая освобождения узника. По мнению выдающихся историков, палестинский народ никогда не имел привилегии требовать обмена одного преступника на другого, в нашем конкретном случае Иисуса на Варавву. Даже библеист Ринальдо Фабрис, католический священник, указывает, что история освобождения Вараввы «представляет определенные трудности существенного характера, которые подрывают историческую достоверность этой истории».

Другой взгляд представлен проф. Дэвид Флуссер, еврейский историк первых дней христианства, утверждает, что «свидетельства аналогичных случаев прошения о помиловании заключенных можно найти в раввинской литературе».

Внебиблейские повествования показывают нам Пилата как правителя с твердой рукой. Такой человек, похоже, не склонен подчиняться воле народа или, тем более, отпустить опасного революционера. Мотивация Пилата становится ясной только после принятия во внимание ведущей роли, которую каста священников сыграла в суде над Иисусом. В Риме нередко падали головы политиков, и император Тиберий скорее терпел, чем принимал Пилата. Поэтому ему пришлось прислушиваться к виду, открывающемуся из мощного вестибюля Храма, и его главной заботой было сохранять спокойствие, особенно в такие неспокойные времена, как Пасха. Освобождение Вараввы, о котором просила толпа, было своевременным актом - успокоить фарисейское большинство и саддукеев.

Большинство выберет Варавву

Являются ли сомнения относительно пасхального обычая достаточным доказательством, чтобы опровергнуть правдивость истории Вараввы? Вроде нет. Об этом свидетельствует, прежде всего, повторение нити во всех четырех Евангелиях - как тех, которые адресованы в основном евреям, так и обращенным христианам из Рима.

Нюансы изображения этой фигуры у евангелистов также говорят об историчности Вараввы. В этом случае важен пример Евангелия от Матфея, в котором Варавва представлен только как «значительный узник» - для еврейской общины, получившей это Евангелие, это описание должно быть ясным. С другой стороны, автор не предполагает, как Марк и Лука, политическое значение Вараввы, возможно, потому, что он не намерен приписывать ему мессианское измерение.

По словам Бенедикта XVI, Варавва как политический лидер, борец за свободу еврейского народа был ответом на современное восприятие евреями образа мессии: он должен был быть избавителем, понимаемым как освободитель нации от римского владычества. Это зеркальное отражение самого Христа, который говорит: «Мое царство не от мира сего», отрезая себя от национально-освободительных амбиций ради программы спасения. Тема Вараввы, какова бы ни была историческая правда о ней, играет важную богословскую роль