Бабушкин - городок на полпути из Слюдянки в Улан-Удэ: в каждую сторону по 160-170 километров. И забавное название вроде и не то чтобы служит маркером чужака, а всё-таки местные чаще называют его по станции - Мысовая . Совсем крошечный городок действительно стоит на широком треугольном мысу, на карте представляя собой ромб из одинаковых одноэтажных кварталов. Трасса "Байкал" прошивает его практически посередине, и мы покинули маршрутку у кафе в двух кварталах от станции. Позже, уже в темноте, я возвращался сюда поужинать, и приятным сюрпризом стала бурятская юрта "для своих", едва заметная за столовой и гостиницей для дальнобойщиков:
На закате же мы сразу отправились к станции мимо самого капитального в городке здания Мысовской школы (1926), которую я сходу принял за путейский колледж:
Хотя на самом деле история Мысовой началась почти за полтора века до постройки железной дороги. Ведь переправа, летом на лодках, зимой на санях, существовала на Байкале издавна, соединяя устье реки Голоустной с дельтой Селенги. Ещё в 1651 году, за десять лет до основания Иркутска, за этой переправой монгольские разбойники убили русских послов, и в 1691 году на том месте появился Посольский монастырь, ставший для путника воротами Забайкалья.
Позже эти ворота неуклонно смещались на запад - в Мысовую, Танхой, Слюдянку, - и наконец сошли на нет. Объёмы торговли по Сибирскому тракту неуклонно росли, а стало быть неудобства наработанной ещё монголами переправы делались всё очевиднее. В 1765 году монахи основали выселок Мысовск, а в нём - новую пристань и постоялый двор. Затем купцы и чиновники и вовсе проложили "колёсную дорогу" через Хамар-Дабан. Та дорога трижды строилась заново, неуклонно смещаясь к байкальскому берегу, и вот в 1892 году Мысовая вновь стала станцией, теперь ямской и почтовой, на Кругоморском шоссе.
Сюда и вывели в 1900 году железную дорогу с востока: хотя противолежит Мысовск скорее Большому Голоустному, чем Листвянке, первоначально "Ангара" и "Байкал" ходили именно сюда. Путь их занимал 4,5 часа, а в торосах они то и дело ломали винты, поэтому вскоре новый причал переправы был построен в соседнем Танхое. В 1902 году посёлок стал заштатным городом Мысовском в Селенгинском округе Забайкальской области. Наискось от школы - торговый ряд явно из тех времён:
С постройкой Кругобайкалки надобность в переправе отпала, но Мысовск оставался главным портом Байкала, да и роль важной станции не потерял. На станции и были расстреляны в первых числах января 1906 года шестеро революционеров, лидер которых, сам родом из Вологодской губернии, много лет был агентом ленинской газеты "Искра", побывал в ссылке в Верхоянске, оттуда по амнистии перебрался в Читу, где был застигнут Первой Русской революцией.
С пятью товарищами он тайно вёз оружие в Иркутск, с чем и был схвачен в Слюдянке. Звали пламенного революционера Иван Бабушкин, и при Советах, за неимением других великих земляков, каждое поколение мысовчан старалось как-нибудь его увековечить. В 1925 году Мысовск стал ПГТ, а в 1941 был восстановлен в городском статусе уже как Бабушкин. Напротив торговых рядов в 1955 году поставили обелиск:
Наивностью и экспрессией куда больше похожий на памятники из 1920-х:
Надо сказать, время его строительства было для Бабушкина расцветом - к концу 1950-х в городе жило около 8,5 тыс. человек, он был почти вдвое крупнее, чем ныне. Но и ужимается почти без перерыва примерно с тех времён:
Мимо обелиска я вышел на грязную, раскисшую Комсомольскую улицу. Кварталы между ней и Транссибом можно считать Старым Мысовском:
На кадре выше - бывшая школа (1912), поодаль - водонапорная башня:
Здесь же - ДКЖД, своим очертаниями слегка напоминающий церковь в Слюдянке. Впрочем, думается, был бы это перестроенный храм - его бы давно вернули верующим, так что возраст здания мне не ясен:
Перед ним, у старой ели, второй памятник Бабушкину (1977) глядит на пути Транссиба и на стоящий за ними обелиск (1934) на месте расстрела революционеров. Итого - три памятника в общем-то весьма заурядному большевику в одном городе, ещё и практически в прямой видимости друг от друга! Кажется, так плотно даже Ильичи не стоят...
Да и в целом список объектов, названных в честь Ивана Бабушкина по всему бывшему СССР, от улиц и парков в разных городах до металлургического завода в Днепр(опетровск)е впечатляет. Только вот московское Бабушкино не из их числа - там увековечен полярный лётчик Михаил Бабушкин. Здесь же, в Забайкалье, железнодорожная станция всем властям назло осталась как есть - Мысовая. Прежде был на ней деревянный вокзальчик с очаровательным, истинно бабушкинским, резным крыльцом. Но РЖД по всей России таким объявили бой, поэтому с 2017 года стоит на его месте вот это:
Впрочем, эстетика эстетикой, а внутри тепло, светло и при этом почти безлюдно. За путями депо и пакгаузы начала ХХ века, гораздо более предусмотрительно построенные из камня:
И в общем для путешественников Бабушкин - город с секретом. Дело в том, что станционная промзона обращена к Байкалу, а самое интересное мало того, что скрыто за ней, так ещё и не предусмотрено тут никаких виадуков или проходов. Огибать всё это великолепие под мостиком на западной окраине - около двух километров:
И я честно побрёл вдоль путей, надеясь успеть до заката - но вдруг за стоявшими составами увидел "окно"... и просто перебежал станцию по рельсам:
Первым делом увидев железный маяк Арсмтронга: три типовых маяка были заказаны в конце 19 века для Байкальской переправы. Но в отличие от Танхоя, здесь он сохранился, а в отличие от Порта-Байкала - не высоко на горе:
Табличка же напоминает о печальном финале флагмана Байкальской переправы - крупнейшего для своей эпохи ледового парома "Байкал".
Летом 1918 года красные эвакуировались на "Байкале" из побелевшего Иркутска, объявив пароход своим штабом. И с озера командовать было бы правильно, да только белочехи, заняв Мысовск, настигли паром на рейде да расстреляли из пушек. То, что от него осталось, годилось разве что на металлолом, которым останки ледокола и стали в 1926 году.
Если встать лицом к Байкалу, то пристань старой переправы располагалась слева от маяка. Но в 1907 году она была упразднена, всё ценное и рабочее с неё перевезли в Танхой, и теперь там просто коса у берега. Ещё два пирса расположены справа - но ближний, кажется, и не причалом вовсе был, а просто тупик для портовых манёвров:
Поодаль, однако, виден ещё один причал:
С каким-то зданием у основания, похожим на электростанцию:
Каменный пирс-"штаны" явно строился под железную дорогу:
Однако "Ангара" с "Байкалом" не швартовались к нему никогда. Ведь помимо казённых ведомств Байкал как истинное море бороздило и множество частных пароходств. Крупнейшее из них принадлежало верхнеудинскому купцу Андрею Немчинову, в 1887 году учредившему на Селенге "Кяхтинское товарищество пароходства", а к 1895 ставшему его единоличным владельцем. К началу ХХ века флот Немчинова насчитывал 7 озёрных и 6 речных пароходов, 4 озёрных и 14 речных барж, практически безраздельно господствуя в навигациях Забайкалья. Именно он сделал Мысовую главным портом Байкала. От казённого причала остались в лучшем случае брёвна вроде того, что валяется парой кадров выше, то Немчиновский каменный пирс уцелел. Хотя сами камни не аутентичны - в советское время пирс был обновлён из бетонных блоков:
Коса, бывшая насыпью под казённым причалом, тут чернеет поодаль, за маяком:
Но я больше фотографировал блестевшие в закатных лучах ледяные феерии: