Найти в Дзене

Легенда об Айно: «Герой, я не люблю тебя!»

«Прежде, чем жениться на молоденькой, паспорт свой открой и посмотри».

Как невежливо пели в фильме «Ах водевиль, водевиль...»: «Прежде, чем жениться на молоденькой, паспорт свой открой и посмотри».

Но у мудреца Вяйнямёйнена паспорта не было, а жениться он хотел. И не на ком-нибудь, а на юной красавице Айно. История этого сватовства еще раз доказывает, что даже убеленные сединами мудрейшие волшебники-полубоги иногда совершают глупости, когда речь идет о любви.

Вяйнямёйнен — главный герой карело-финской «Калевалы» и вообще самый популярный герой Суоми. Вещий бард, обладатель волшебного голоса и мастер песенной магии, могущественный шаман Вяйнямёйнен был сыном верховной богини Ильматар. Причем он появился на свет уже тридцатилетним мужчиной, а отца у него вообще не было (точнее, им стал ветер). Так что образ Вяйнямёйнена объединяет в себе черты бога-творца и первого человека. Причем, чтобы наконец появиться на свет, он молится солнцу, луне и звездам Большой Медведицы, после чего наконец покидает материнскую утробу и ныряет в море.

Выбравшись на берег, он тут же начинает преображать мир. Сампса Пеллервойнен (то есть «сын поляны»), дух плодородия, описанный как мальчик с корзинкой, помогает ему засеять землю лесами. Из челюсти огромной щуки Вяйнямёйнен делает первое волшебное кантеле — струнный музыкальный инструмент.

Вильгельм Экман. Вяйнямёйнен играет на кантеле.
Вильгельм Экман. Вяйнямёйнен играет на кантеле.

Вообще в рунах «Калевалы» неоднократно подчеркивается именно магическая мощь мудреца, заключенная в его голосе и колдовских песнях. Он спускается в Туонелу (или Маналу) — загробный мир в финно-угорских легендах, чтобы получить у здешних владык (бог Туони и богини Туонетар и Вамматар) инструмент для изготовления лодки и саней. Причем он успешно преодолевает пограничную реку из мечей и копий. Такая река течет и в Хельхейме, царстве мертвых в мифах викингов.

Искусный заклинатель Вяйнямёйнен не брезгует и некромантией. Чтобы узнать особые магические слова он пробуждает древнего умершего великана-заклинателя и охотника Антеро Випунена, чье тело давно стало частью земли и поросло деревьями. Мудрец проваливается в чрево великана, но после борьбы подчиняет его себе и выбирается наружу. В этих легендах нетрудно узнать обряды инициации с обязательным заключением и последующим освобождением.

Неудивительно, что именно белобородый Вяйнямёйнен вступает в магический поединок с молодым Йоукахайненом, который специально прибывает из Лапландии, чтобы сразиться с мудрецом. Лапландия в финских мифах была местом таинственным и опасным, поэтому визит Вяйнямёйнена не обрадовал. Йоукахайнен рассказывает, что он якобы видел сотворение мира и даже принимал в нем участие.

«Сотворил я эту землю,
Заключил в границы воздух,
Утвердил я столб воздушный
И построил свод небесный.
Я направил ясный месяц,
Солнце светлое поставил,
Вширь Медведицу раздвинул
И рассыпал звезды в небе».

Ошарашенный Вяйнямёйнен обвиняет его в лжи, после чего песнями-заклятиями разоружает наглеца. Йоукахайнен начинает тонуть в болоте и униженно просит о прощении и спасении, обещая старику богатый выкуп. Вяйнямёйнен отказывается от луков, лодок, скакунов, хлеба и даже золота. Тогда отчаявшийся Йоукахайнен предлагает ему в жены свою единственную сестру — прекрасную Айно. Кстати, это имя придумал составитель «Калевалы» Элиас Лённрот, в фольклоре ее просто называют единственной сестрой.

«Если ты возьмешь заклятье,
Злой свой заговор воротишь,
Дам сестру тебе я Айно,
Дочку матери любимой.
Пусть метет твое жилище,
В чистоте полы содержит,
Будет кадки мыть и парить,
Будет мыть твою одежду,
Ткать златые одеяла,
Печь медовые лепешки».

Вяйнямёйнен «просиял, развеселился»: он не прочь жениться на юной деве. Юноша возвращается домой и со слезами рассказывает родителям о договоре с чародеем. Отец и мать воспринимают брак дочери с Вяйнямёйненом как честь, но сама Айно в панике — ей совсем не хочется выходить замуж за старика, каким бы мудрым и великим он не был.

Зигфрид Август Кейнянен. Вяйнямёйнен и Айно
Зигфрид Август Кейнянен. Вяйнямёйнен и Айно

Об этом она честно говорит и самому чародею, повстречав его в лесу, куда она пошла, чтобы навязать веников на всю семью. Старик сразу объясняет, что отныне девушка должна украшать себя только для него.

«Не носи ты для другого,

Для меня носи, девица,

Ожерелье из жемчужин,

На груди носи ты крестик,

Для меня плети ты косы,

Перевязывай их лентой!»

Самодостаточная красавица отвечает, что наряжается только для себя и никого не заставляет на себе жениться. В разговоре с матерью она признается, что ей лучше прыгнуть в воду, чем выйти замуж за старика.

«Лучше мне там в море плавать,
Проживать в волнах глубоких,
В море быть сигам сестрою
И подругой быстрым рыбам,
Чем быть старому защитой,
Старцу слабому подмогой;
Он о свой чулок споткнется,
Упадет, чрез сук шагнувши».

В конце концов Айно уходит из дома и на третий день добирается до морского залива, где горько тоскует. На рассвете она видит морских дев (дочерей Велламо, водяной царицы) и прыгает в воду, но не рассчитав своих сил, тонет.

Зигфрид Август Кейнянен. Айно у моря
Зигфрид Август Кейнянен. Айно у моря

Впрочем, остается неясность — погибает она случайно или намеренно. Вяйнямёйнен тяжело переживает смерть невесты. Во время рыбалки пойманный окунь на мгновение превращается в хохочущую Айно, которая злорадно смеется над ним и его мечтами жениться на юной деве, в то время как он бесконечно стар. После небольшого реванша Айно навсегда уплывает. Ее брат Йоукахайнен пытается отомстить мудрецу, застрелив его из лука, но промахивается.

Хотя в «Калевале» лапландец описывается как враг Вяйнямёйнена, в фольклорных сказаниях его иногда называют младшим братом чародея, неудачником и хвастуном, но при этом — неизменным спутником. В этом случае Айно могла быть их общей сестрой, за руку которой соперничали два брата — распространенный мотив в архаичной мифологии.

Аксели Галлен-Каллела. Триптих «Легенда об Айно». Слева - герои впервые встречаются, справа - Айно грустит на берегу, в центре - приняв облик рыбки Айно смеется над Вяйнямёйненом.
Аксели Галлен-Каллела. Триптих «Легенда об Айно». Слева - герои впервые встречаются, справа - Айно грустит на берегу, в центре - приняв облик рыбки Айно смеется над Вяйнямёйненом.

После неудачного сватовства Вяйнямёйнен отправляется в загадочную северную страну Похьёлу, край снегов и льдов, царство колдуньи Лоухи, чтобы жениться на ее дочери. Там он будет соперничать с другими великими героями «Калевалы» — кузнецом Ильмариненом, выковавшим небосвод, солнце и луну, и богатырем-соблазнителем Лемминкяйненом. Но это уже другая история.

В конце концов могущественный бард и шаман будет побежден чудесным младенцем девы Марьятты, которая забеременела, съев ягоду. Вяйнямёйнену не нравится ребенок, зачатый от ягоды (хотя кто бы возражал), и он даже приказывает его казнить, но тут дитя начинает обличать его, вспоминая и историю Айно, которая погибла из-за его самомнения. Ребенка коронуют как нового владыку Калевалы (то есть страны, где живут все герои эпоса).

Пристыженный Вяйнямёйнен приходит на побережье, садится в медную лодку и уплывает в неизвестном направлении, пообещав вернуться, когда его умения вновь понадобятся людям. Еще один типичный эпический прием — с таким же условием отбывает на Авалон и король Артур. Символика смены эпох — христианство вытесняет язычество — понятна без слов.

Карело-финский эпос хорошо знал и любил Джон Рональд Толкин, а черты мудреца Вяйнямёйнена можно найти и в Гэндальфе, и в Сарумане (чарующий голос), и даже в Томе Бомбадиле (песни-заклинания, которым невозможно сопротивляться).

Но иногда и мудрость, и магия бессильны перед равнодушием красивой женщины, если у нее другие планы. Об этом лучше всего сказал Пушкин устами строптивой Наины:

«Стоял я пленником послушным;

Но дева скрылась от меня,

Примолвя с видом равнодушным:

«Герой, я не люблю тебя!»

НАВИГАТОР КАНАЛА