Реальность осени 1941 года была для советского руководства предельно суровой. Оно было вынуждено рассматривать все варианты развития событий. В том числе и те, при которых Северную столицу удержать не получится.
В начале сентября Жуков прибыл в осаждённый Ленинград, чтобы на месте принять непростое решение: удерживать город или сдать его. И в этой статье я расскажу об инструкциях Сталина на этот счёт. Они были засекречены, и имели огромное значение в те дни. Соответственно очень быстро отправлены исполняющим лицам.
№1 Не допустить потери войск в новом котле окружения
А главное – вывести обороняющие Северную столицу войска, не допустить нового окружения, на которые выдался таким богатым скорбный 41-й год. Речь шла о сотнях тысяч солдат и офицеров Красной Армии (до полумиллиона). И их спасение, с учётом грандиозных потерь в котлах 1941 года, представлялось для Ставки самым главным делом.
23 октября 1941 года командующий Ленинградским фронтом Иван Федюнинский, руководители областной и городской партийных организаций Андрей Жданов и Алексей Кузнецов получили через Василевского указание Сталина: пробивать коридор на восток.
«Судя по вашим медлительным действиям, вы всё ещё не осознали критического положения… Если вы в ближайшее время не прорвёте фронта и не восстановите связь с 54-й армией, которая вас связывает с тылом страны – все ваши войска попадут в плен. Восстановление этой связи необходимо не только для снабжения войск, но и особенно для того, чтобы дать им выход для избежания плена, если необходимость заставит сдать Ленинград. Требуем от вас решительных действий».
К сожалению, гражданское население Ленинграда должно было позаботиться о себе самостоятельно. Основная цель была-сохранить войска.
№2 Взорвать и минировать всё, что имеет военное или промышленное значение
Сам Жуков в «Воспоминаниях и размышлениях» пишет, что по прибытии в блокированный город на Неве (9 сентября) он был ошеломлён планами местного руководства по уничтожению военных и невоенных объектов. Начальство явно перестаралось в стремлении взорвать всё, что можно.
«Я не буду перечислять эти меры , – пишет Жуков, – скажу только, что сейчас, четверть века спустя, данные планы кажутся невероятными».
Основываясь на этих словах, некоторые современные публицисты фантазируют: заминировать Сталин хотели весь город, в том числе и жилые дома. Называются цифры – до 58 тыс. объектов. Разумеется это вымыслы. Ведь это невозможно было сделать физически.
На самом деле, в архивных документах фигурирует список из 380-ти объектов (250 из них отмечены как важнейшие). В нём значатся не только крупные индустриальные предприятия (Ижорский и Кировский заводы, завод «Электросила»), но и такие, как фабрика грампластинок или дрожжевой завод.
Также подрыву подлежали крупные магазины (Дом Ленинградской Торговли, «Пассаж»), все электростанции, ж/д вокзалы и депо, телефонные станции; все мосты. Часть взрывных устройств планировалось только заложить, а привести в действие радиосигналом. Чтобы они сработали уже после занятия города немцами. Как это было сделано, к примеру, в Киеве и Харькове.
🔵 Генерал Красной Армии, который грозил «порубить Сталина шашкой»- как ему отомстил вождь?
То, что планировалось взорвать Эрмитаж, Зимний дворец и прочие значимые исторические памятники – это фантазии. Таких планов у советского руководства не было.
Инструкция от Сталина была чёткой: в случае, если Ленинград не получится удержать, все важные военные и промышленные объекты города следует взорвать или заминировать фугасами замедленного действия.
Главное – ни сдача Москвы, ни, тем более, Ленинграда не означала бы окончание сопротивления советских войск и начало поиска путей к мирному договору с агрессорами. Война продолжилась бы с прежним ожесточением.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал в 👉 Дзен и 👉 Телеграм пишите, что думаете - это мне очень поможет!
Если Вы заметили ошибки, напишите мне в личные сообщения!
Вопрос к читателям: