Найти тему

Эпоха романтики

Архитектура Южного берега Крыма в первой половине  XIX века

Наталия Сырбу (специально для Большой Ялтинской Энциклопедии)

Ф.И.Гросс. Буря  в Симеизе. 1840-е гг.
Ф.И.Гросс. Буря в Симеизе. 1840-е гг.

Освоение Крыма после его присоединения к России получило название «помещичья колонизация». Первый директор Алупкинского дворца-музея Сергей Дмитриевич Ширяев (учился в Московском архитектурном институте, в 1925 году был командирован в распоряжение КрымОХРИСа, изучал историю и архитектуру усадеб Крыма) выделял три ее этапа:

I период – 1783-1820-е годы – характеризуется тем, что со стороны правительства оказывается всяческое содействие, земля раздается бесплатно. В период с 1784 по 1797 год было роздано 288 тысяч десятин земли. Но изолированное положение Крыма задерживает развитие новых территорий. Из-за отсутствия дорог Южный берег Крыма застраивается медленно. Долгое время усадьбы Ришелье в Гурзуфе и А. М. Бороздина в Кучук-Ламбаде были единственными в этом районе и служили приютом русским и иностранным путешественникам. У генерал-губернатора А. М. Бороздина останавливались И. М. Муравьев-Апостол и А. С. Грибоедов. В 1820 году в Гурзуфе с семьей Н. Н. Раевского гостил А. С. Пушкин.

Н. Чернецов. Дом Фундуклея в Гурзуфе. 1834-36. Построен Ришелье в 1811 году
Н. Чернецов. Дом Фундуклея в Гурзуфе. 1834-36. Построен Ришелье в 1811 году

В 1820 году М. С. Воронцов становится южнобережным землевладельцем. Он по совету Ришелье покупает у директора Никитского сада Стевена Мартьян и Ай-Даниль. А в 1823 году приобретает имение Гурзуф и первые участки в Алупке. Его «радующую глаз» дачу в Гурзуфе так описывает автор первого путеводителя по Крыму Шарль Монтандон: «Сад, спланированный на английский манер на слегка покатых участках земли, которые образуют зеленые лужайки среди огромного разнообразия деревьев и кустарников, где вверх вырываются кипарисы и тополя; просторный красивый дом с галереей, откуда открывается вид на горы, деревню и скалы Юрзуфа…»

Дома, органично вписанные в ландшафт, с галереями, террасами, балкончиками и утопающие в зелени парка – характерная особенность дачного строительства на южном берегу.

II период – 1820-1850 годы – можно охарактеризовать как период расцвета усадебного строительства на ЮБК. Одновременно с началом строительства дворца в Алупке возникают поместья в округе. В Мисхоре обустраивается имение Льва Александровича Нарышкина «Софиевка». Рядом в Кореизе - имение княгини Анны Сергеевны Голицыной, где «прежде всего поражает вид нескольких зданий, в числе которых среди прекрасного массива зелени выделяется церковь изящной архитектуры». В путевых заметках французский путешественник Дюбуа де Монпере отмечает: «…готический замок с двумя прямоугольными башнями по обеим сторонам ворот, который мог бы служить приютом какому-нибудь сеньору, но служит лишь винным подвалом княгини».

Н. Чернецов. Вид Кореиза имения А. С. Голицыной. 1834-36 гг.
Н. Чернецов. Вид Кореиза имения А. С. Голицыной. 1834-36 гг.

После посещения Алупки де Монпере остался в полном восторге: «Здесь, в Алупке, искусство ни чем не навязывало себя природе; оно лишь помогало, ублажало, льстило ей; оно создавало для нее прекрасный убор, и природа, украшенная таким образом, все же оставалась природой. Новый дворец ˂…>, где художник соединил все лучшее, что есть в прекрасных готических замках, которыми гордится Англия ˂…> окружен садами и парками, которые тянутся к востоку до Мисхора. Здесь я мог бы заблудиться среди пышной зелени, под шум водопадов и фонтанов, если бы меня не сопровождал г-н Кебах, руководитель садовых работ…»

К. Боссоли. Дворец в Алупке со стороны моря. 1842 г.
К. Боссоли. Дворец в Алупке со стороны моря. 1842 г.

Не менее прекрасным оказалось имение «Мургуду» или Ореанда Витта. Это «одно из самых прекрасных творений на побережье, находится на краю парка, на террасе высотой 892 фута над морем. Именно здесь впервые наблюдаешь во всей полноте фактический ансамбль галерей, портиков, черепичных крыш – смешение стилей татарско-восточного, готического, греческого, соответствующих этому новому климату, где ищут воздуха и видов».

Ф. И. Гросс. Ореанда. 1846 г.
Ф. И. Гросс. Ореанда. 1846 г.

В 1825 году император Александр I становится первым из династии Романовых владельцем имения на Южном берегу Крыма. Он приобрел у А. Г. Кулешева-Безбородко Нижнюю Ореанду. Здесь его наследники возведут великолепный дворец по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера, который, по мнению журнала «Архитектурный вестник», был построен «в греческом, шинкелевском стиле ˂…> напоминающий древнюю Тавриду».

Имение "Ореанда". Литография с рисунка Штреффера. 1870-е гг.
Имение "Ореанда". Литография с рисунка Штреффера. 1870-е гг.

Рядом с Ореандой располагалось имение «Ливадия», принадлежащее командиру Балаклавского греческого батальона Ф. Д. Ревелиоти. В 1834 году имение будет продано русскому дипломату графу Льву Севериновичу Потоцкому. «За 26 лет, в течение которых Потоцкие владели Ливадией, она превратилась в процветающее имение». По проекту архитектора К. И. Эшлимана был построен «большой барский дом» и множество других зданий разного назначения. Садоводы – француз Делингер и швейцарец Ташер – разбили роскошный парк.

Луиджи Премацци. Ливадийский дворец. 1860 г.
Луиджи Премацци. Ливадийский дворец. 1860 г.

В это же время обустраивается и Ялта. Вот как она описана в путевых заметках А. Н. Демидова, совершившего путешествие в Крым в 1837 году: «Мало найдется местностей столь живописных, как та, которую занимает Ялта; самая гавань ее может скорее назваться украшением, нежели гаванью. Все дома в этом местечке, или, лучше сказать, изящном городе, совершенно новые и прислонены к высокому горному хребту ˂…> Что касается до общественных заведений, то в этом отношении Ялта не отстала ни от какого большого города. В ней есть таможня, почтамт, архитектор, аптека и аптекарь, лавки, наполненные всякими гастрономическими предметами. Главная гостиница называется «La citta di Odessa » («Город Одесса»). Дом ею занимаемый, выстроен по приказанию князя Воронцова, расположен со вкусом и со всеми удобствами, необходимыми для путешественников и составляющими в здешнем краю не последнюю редкость. ˂…> Ялтская церковь, отличающаяся прекрасной, легкой архитектурой, покрытая изящной резьбой».

К. Боссоли. Вид Ялты. 1840-е гг.
К. Боссоли. Вид Ялты. 1840-е гг.

Получив приглашение М. С. Воронцова посетить Алупку, Демидов в экипаже отправляется из Ялты по новой дороге: «Вся эта дорога так ровна и спокойна, что кареты могут ехать по ней с высочайшей скоростью. Поднявшись на горы средней вышины, вы начинаете усматривать вдоль по дороге дачи с домами, выстроенными самым затейливым образом. Попеременно вы видите то небольшой дворец в азиатском вкусе, окна которого закрыты створами, трубы похожи на минареты, то красивый готический замок, то уютную дачку вроде английских коттеджей, совершенно погруженную в море зелени и цветов, то легкое деревянное здание с обширными галереями ˂…> Здесь белые, как снег, стройные башенки ˂…> повсюду деревья, зелень, ручьи, фонтаны и водопады, гирлянды из цветов ˂…> В эти минуты я испытывал такие ощущения, которые, благодаря Бога, не могут быть подвергнуты анализу. Я смотрел, удивлялся, и мне нисколько не приходило в голову пытаться письменным словом передать все эти изумительные красоты ландшафта, простирающегося передо мной. ˂…> Подобного здешним крымским видам нет ничего и в самой Италии; в этом со временем должны будут сознаться все ландшафтные живописцы».

Крымская война 1853-1856 годов приостановит развитие Южного берега Крыма. И только после приобретения императорской семьей имения «Ливадия» начнется новый виток в освоении и развитии Южного берега Крыма…