Найти в Дзене
Неуловимая Джо

ВандаВижн: гора родила мышь

Когда студия "Марвел" впервые анонсировала, что линейку их супергеройских сериалов откроет история про Ванду и Вижна, зрители немного напряглись. В смысле, Вижн, он же умер? Когда показали первый трейлер с идеальной семьей из ситкомов, а также военными, которые пытаются прорваться откуда-то снаружи, сразу возникли предположения. Вероятно, Ванда настолько горюет по погибшему Вижну, что создала своеобразный пузырь, в котором они живут в старых ситкомах и у них всё хорошо, вот только захватила в эту милую вселенную случайных людей, проходивших мимо? Так и оказалось, всё, конец истории. Нет, серьезно, это весь сюжет, больше говорить не о чем.

Зачем мне смотреть сериал, сюжет и самое главное смысл которого я могу понять по первому тридцатисекундному трейлеру? Приятно, когда вещь оказывается именно тем, что ты ожидаешь, но должна же быть хоть какая-то интрига. И это был бы очередной скучнейший сериал, который гораздо хуже прочих исследует период горевания после смерти любимого человека, если бы это не был сериал от "Марвел". И вот тут уже есть о чем поговорить. Каким-то невероятным образом проект "ВандаВижн" собрал все косяки и вопросики имеющиеся к нынешней вселенной Марвел, хотя с другой стороны - ничего удивительного. Вот, например, взять тему с ситкомами. Каждый эпизод с определенными костюмами и декорациями отсылает к определенному ситкому, культовому для своего времени. Об этом подробнее можете почитать в каких-нибудь других статьях, но я веду к другому: зачем же были такие подробные отсылки, быть может, ради пасхалок или за этим всем стояла какая-то великая мысль? Нет, мысль только одна - Ванда в детстве обожала американские ситкомы, они для нее являются своеобразной зоной комфорта, поэтому она и придумывает свою вселенную по образу и подобию любимых шоу. И всё, ничего больше. В документальном фильме о съемках рассказывают, что первые серии снимались по технологии настоящих многокамерных ситкомов, то есть, на самом деле позади камер сидела массовка, причем, в костюмах 50-60х годов и на тех же стульях. Но зачем? В кадре ее не было видно, об этом узнали только те, кто посмотрел документалку о создании. Много шума ради ничего.

Гора родила мышь и так у "Марвела" в последнее время во всем. Глядя на то, как Тони Старк эффектно щелкает пальцами в перчатке Таноса чтобы всех спасти, а самому умереть, как-то забываешь о том, что это типа тот самый единственный вариант из миллионов виденных Стрэнджем, в котором все хорошо (что? да!). И вокруг вовсе не стоят боги, полу-боги и прочие Капитаны Марвел, которые могут воспользоваться перчаткой с менее губительными последствиями. Или супер-бессмысленная сцена "бабы стали в ряд", когда женские супергероини бросаются на выручку Ванды, приговаривая, что она не одна, хотя видят ее впервые и вы не поверите - ни одна из них не поможет ей в дальнейшем. Да, кстати, вы в курсе что Ванда настолько могущественна, что могла бы справиться с Таносом самостоятельно? Только вот почему-то в лагере Мстителей, где она была довольно долго, ее способности никак не развивали и она понятия не имела о границах собственной силы.

-2

Боже мой, типичный Марвел. Пока смотришь в киношке, закидывая в рот попкорн всё логично, клубнично и мармеладно, главное не задавать вопросов и пытаться связать между собой части хилого сценария. Но когда смотришь всё это дома, да еще и по серии в неделю - практически 20-ти минутной серии, как наши комедии с ТНТ, и они информативнее, - вопросы неизбежно возникают. Почему сюжет в два притопа-три прихлопа? Да у вас даже бэби Йоды нет, чтобы впарить людям эту туфту! Ту же идею с ситкомами можно было бы сделать куда изящнее и изощреннее. Например, чтобы они шли в обратную сторону - от современных к старым, чем больше Ванда погружалась бы в отрицание реальности, тем более жесткую цензуру проходили бы события в ее выдуманном мире. Пригодилось бы и массовка - Ванда мало того, что подчинила весь город и заставила играть нужные роли, так еще и смотреть на свою идиллию и смеяться в нужных местах. Ух, как-то слишком по-злодейски звучит для вроде как супергероини, пусть даже в тяжелом эмоциональном состоянии?

Но дело в том, что сериал так и не может определиться жертва ли Ванда или настоящая злодейка. Здесь диалоги традиционно расходятся с сюжетом - одна из значимых героинь говорит Ванде, что та не злодейка, но это ничем не подкрепляется. Да, формально в сериале есть антагонисты: военный, который считает Ванду опасной, хочет направить ее силы на военный проект и уничтожить, и ведьма, которая хочет отобрать силы Ванды. Но разве Ванда и в самом деле неопасна? Разве ее силы - не военная разработка, которая из-за камня бесконечности слегка вышла из-под контроля? Ах да, разве умеет Ванда контролировать свои силы? Марвел-Марвел, не задавай вопросов - жри попкорн. С ведьмой Агатой тоже странно: зрители, знакомые с комиксами превкушали какой-никакой поворот хотя бы здесь, мол, на самом деле это всё план Агаты, и на самом деле город удерживает в заложниках она при помощи сил Ванды, а Ванда лишь подгоняет реальность под любимые ситкомы. Но это не так, оказывается, что Агата всё это время просто выжидала и наблюдала, пытаясь определить границы сил Ванды (которых, конечно же, нет, и Таноса завалить могла, только не сложилось-не срослось). Возможно, с кино-вселенной злую шутку играет только частичное заимствование из комиксов и не выкупленная линейка Икс-Менов, ведь в оригинале Ванда Максимофф - мутантка и дочь Магнето, а здесь всего лишь коснулась камня разума и пошел такой расколбас.

-3

Так или иначе, меня нет никакого сочувствия к получившейся героине. Мне не жаль человека, который мучает других людей во имя своего горя, каким бы сильным оно не было, и какой бы крошечкой-Хаврошечкой не был представлен этот человек. Я не верю в невиновность Ванды, не верю в ее неоднозначность - чтобы сделать неоднозначную героиню нужен прежде всего сценарий, а не красивый костюм и смена декораций. Все усилия брошены на то, чтобы сделать эффектную картинку, а за ней - пустота, ничего, ноль, пшик. С этим сериалом доходит до смешного: самые драматичные моменты в финале, когда Ванда слезно прощается с собственными детьми - придуманными , нафантазированными, фейковыми, - и Вижном, которого она сконструировала по своим воспоминаниям и представлениям. И, кстати, даже этот идеальный Вижн в итоге заподозрил, что здесь что-то не так. Когда даже твоя фантазия не хочет жить с тобой это даже как-то грустно. "Они даже не знают, чем ты ради них пожертвовала" - говорит Ванде сочувствующая второстепенная героиня про жителей расколдованного наконец города. А, собственно, чем пожертвовала? Иллюзиями? Фантазиями о детях и домике с белым заборчиком? Прям невозможно разумом объять, что за великая жертва.

Если бы сюжет не являл собой кучу мусора, я бы спросила, почему "Марвел" так консервативен. Почему не дает героям никакого развития, а зрителям даже мелочей, о которых можно задуматься. Сериал получился не с мыслью о том, что нельзя застревать в своем горе, нужно жить дальше, какие бы удары судьбы тебе не приходилось пережить. Он про то, что можно натворить чего-угодно и ничего тебе за это не будет, потому что ты особенная. Хуже только арка Капитана Америка, который вроде как согласился жить дальше в новом мире, ассимилировался, завел друзей, преодолел свои травмы, понял, что не всё и не всегда может быть как ему мнится правильным... но убежал в прошлое едва предоставилась такая возможность. Что может сказать зритель, который так или иначе проводит параллели с реальной жизнью? Классно, что вы супергерои, ребята, и у вас всё так просто. Захотел - полетел в прошлое, захотел - захватил город, захотел - улетел. Какой бы ни был фантастический сюжет, он должен отсылать реальности и крепко стоять хотя бы на глубоких философских вопросах, которые хоть и невозможно решить, но возможно как-то покрутить в рамках вселенной. Но сценаристы "Марвел" в трех соснах заплутают, не то что в собственном сценарии; куда им до такой глубокой мысли. Да и потом, последние сценарии похоже написаны отделом маркетинга, чтобы продать новые фильмы, а там и мерч, и игрушки - очень красочные и очень пустые рекламные ролики. Единственное, что было хорошего в этой истории - возвращение Дарси Льюис, которая в последний раз появлялась в Марвел-вселенной в Торе-2.

Возможно, актрису Кэт Деннингс и привезли в кандалах, но это не точно
Возможно, актрису Кэт Деннингс и привезли в кандалах, но это не точно

А Ванда - девочка, которая была никем, стала никем, никем в этой вселенной и останется.