Расспросили режиссера Олега Трофима о его любимых картинах. Как настоящий синефил он ведет список просмотренного, и за 2020 год туда попало 120 фильмов (Олег говорит, что это не очень много) — премьерных и вышедших задолго до. Из них он выбрал 10 — разных и по-своему обаятельных. Telegram-канал Кинокляча публикует его подборку с авторскими комментариями.
«Изгнание» (2007)
Режиссер: Андрей Звягинцев
Прошлой зимой ко мне в руки попала книга Андрея Звягинцева «Сценарий», где он предложил почитать сценарии его фильмов с личными заметками на полях. Кстати, очень советую, даже тем, кто не является поклонником его творчества. В общем, тогда я понял, что не смотрел «Изгнание». Теперь, пожалуй, это моя любимая картина из фильмографии Звягинцева, потому что она самая глубокая и неоднозначная с точки зрения художественного мира – абсолютно нового, синтезированного и бесконечно прекрасного, сродни живописи. Там куда более прозрачный – по сравнению с другими его работами – социальный подтекст, и тем не менее эта картина очень богата на смыслы, и невероятно красива визуально.
«Трудности перевода» / Lost in Translation (2003)
Режиссер: София Коппола
Пересмотрел этот фильм, наверное, 15-й раз и не перестаю удивляться его магии простоты. Идеальный рассказ о величайшем из чувств, об ответственности и уважении.
«Доктор Сон» / Doctor Sleep (2019)
Режиссер: Майк Флэнеган
Обожаю Юэна Макгрегора, и обожаю «Сияние» – кино гениальное, но для современного зрителя уже слишком сложное. «Доктор Сон» проще – это яркая зрительская картина, которая при этом содержит сложные идеи о творчестве, о душе, о скрытых талантах и о страхах человека. Картина со своим художественным миром – ярким, где-то, может быть, неровным, но смелым и объемным. Много эмоций получил при просмотре.
«1917» (2019)
Режиссер: Сэм Мендес
Культовая картина, которая стала таковой еще до выхода на экраны благодаря смелому операторскому решению. Но все-таки однокадровая съемка – это во многом про режиссера, про внутрикадровый монтаж, про действие. Подобные сюжеты о войне будто были рассказаны много раз в истории кино, однако здесь Сэму Мендесу и Роджеру Дикинсу удалось удивить весь мир. Чего только стоит сцена, в которой главный герой выплывает из реки и ползёт по трупам на звуки магической музыки чужих голосов.
Сериал «Шучу» / Kidding (2018-2020)
Режиссер: Мишель Гондри
Это тонкая, трогательная, яркая и почти детская история о самых, пожалуй, трагичных обстоятельствах, которые могут случиться с человеком. Стилистика съемки и художественного мира совершенно уникальная, свойственная Мишелю Гондри – моему любимому автору. В очередной раз он превосходит сам себя и проводит совершенно непредсказуемые эксперименты с визуальным рядом и нарративом, что сразу бьет тебе и в мозг, и в сердце одновременно. Выдающаяся работа.
«Королевство полной луны» / Moonrise Kingdom (2012)
Режиссер: Уэс Андерсон
Уэс Андерсон – еще один мой любимый сказочник. Наверное, в сотый раз пересматриваю эту картину, как старый набор открыток. Его можно разглядывать бесконечно, умиляясь и оживляя в памяти свои детские чувства, которые, похоже, уже тогда делали тебя взрослым.
«Солнцестояние» / Midsommar (2019)
Режиссер: Ари Астер
Никогда не увлекался хоррорами по причине некоторых ограничений, существующих в структуре этого жанра. Однако Ари Астер открыл его для меня заново – как для новичка и обывателя, скажем так. И удивил не только новыми подходами в нарративе, монтажом, но и глубиной проработки мира, где разворачивается его большое антропологическое исследование.
«Власть» / Vice (2018)
Режиссер: Адам МакКей
Очередной шедевр Адам МакКея – драматурга, который лично для меня открывает совершенно необычные возможности нарратива как такового, чего стоят только финальные титры в середине фильма. Это человек, который рассказывает истории как совершенно искрометные анекдоты с сильнейшей драматической сердцевиной. Он супергерой в мире монтажа кино и драматургии. Очень советую к просмотру всем, кого увлекают сюжеты с нетипичным и нелинейным повествованием.
Документальный фильм «Русская работа» / The Russian Job (2018)
Режиссер: Петр Хорки
Это история о топ-менеджере, который приезжает из-за границы в Тольятти, чтобы АвтоВАЗ наконец выпустил качественный русский автомобиль. Жаль, у него ничего не выходит. Больше пяти лет создатели фильма провели с героем, его семьей и огромным количеством людей, работавшими на концерне. Они показали, что там происходило и с какими особенностями русской ментальности пришлось столкнуться на производстве, ведь любой завод – это маленькое государство, так похожее на наше большое. При просмотре в очередной раз открываешь себя, осознавая, что ты живешь в этой стране, являешься ее частью и все проблемы, поднятые в фильме, очень легко перенести и на собственную жизнь, и на собственную работу. Как бы это ни было печально и смешно одновременно.
«Унесенные призраками» (2001)
Режиссер: Хаяо Миядзаки
Будет в топе любимых фильмов абсолютно любого года. Это кино невозможно описать и в десяти абзацах. Его просто нужно посмотреть и испытать собственные чувства. Вещь обязательная не только для киноманов, но и для всех любителей визуальных искусств.