Найти тему
Илья Мозговой

Как снимали "Особенности национальной рыбалки"

Съемки были в сумерках. Два - три часа вечером, потом все актеры сидели в бане на берегу залива и ждали рассвета чтобы поработать еще несколько часов . Снимали эпизоды как привязываем подводную лодку к пирсу и песню финских полицейских. Из спецэффектов был только водолаз с пенопластовым перископом и несколько десятков человек съемочной группы. Именно перебегая всей толпой по пирсу они его и раскачивали.

Булдаков, Бычков, Стругачёв и Русскин на том самом пирсе.
Булдаков, Бычков, Стругачёв и Русскин на том самом пирсе.

Когда становилось слишком светло нас прямо в костюмах отвозили в гостиницу поселка Советский. Обычно по пути автобус заезжал в магазин, я покупал сигареты и несколько маленьких банок «Невского», раньше были такие черного цвета по 0.33, а Вилле Хаапасало сразу по две упаковки. Продавцы были в восторге от подобного « костюмированного цирка », совсем недавно на всю страну прогремели «Особенности национальной охоты» и конечно загримированный Кузьмич в сельском магазине пользовался особой популярностью.

Фильм «Особенности национальной рыбалки» был для меня первыми съемками в карьере. К концу 90-х годов, Ленфильм уже развалился. Фильмов снимали мало, а сериалы в том виде в каком мы их видим сейчас, только начали формироваться. Кстати именно между «Охотой» и «Рыбалкой», режиссер этих фильмов Александр Рогожкин и снял первую серию, первого нашего сериала «Улицы разбитых фонарей». Если вы сравните актерские составы, то увидите в сериале многих актеров именно из этих фильмов.

Проспавшись, прямо гостинице, мы с Вилле на балконе репетировали песню на финском языке, он пел быстро, а я хреново, песню в итоге вырезали, как и все остальные сцены с моим участием. Когда на премьере, ассистент по актерам Татьяна Шелест, спросила доволен ли я. Я конечно ответил, что доволен, но осознание того, что в своем первом фильме я остался только в титрах и одной секундой в кадре угнетало. Увы но такое в кино не редкость. Иногда вырезанные эпизоды используют для расширенных версий или мини сериалов. Но у национальной рыбалки этого не было.

Единственный мой кадр который остался в фильме после четырех дней работы )
Единственный мой кадр который остался в фильме после четырех дней работы )

С Татьяной Шелест мы больше не встречались, Таня погибла в Кармадонском ущелье с экспедицией Бодрова. Именно по этой причине у меня не сохранилось и ни одной личной фотографии со съемок, фотографировала Таня, аппарат тогда у нее был пленочный, и все пропало.

Так же больше судьба не свела с Алексеем Булдаковым. Для меня он так и остался веселым неугомонным человеком, который четыре ночи напролет рассказывал нам анекдоты. Их в его исполнении я услышал штук сто, а может и двести. Третьего апреля 2019 года, Алексея Ивановича не стало, я попытался вспомнить хотя бы один , один и вспомнил, рассказывать не буду, смешной, но неприличный ) а вот с Сергеем Русскиным мы до сих пор играем в театре имени Андрея Миронова.

Продюсером фильма выступал Сергей Сельянов. Начинал он как режиссер, и я даже был на премьере его последнего в этом качестве фильма «Время печали еще не пришло». И если хотите прикоснуться к истокам отечественного постсоветского кинематографа, то я советую найти и посмотреть это кино. Фильмы Алексея Балабанова, мультфильмы про богатырей, и даже премьера 2021 года фильм «Конек Горбунок», все это сделано продюсерской фирмой Сергея Сельянова.

Но вернемся в 1998 год. Именно тогда, в середине июля и были мои первые четыре съемочных дня в карьере. Платили мне, второкурснику театрального института 25 $ за смену и это было невероятное богатство))) Но смены закончились, и поздней ночью меня и Андрея Краско повезли домой в Санкт-Петербург. Тогда я конечно еще не знал, кто такой Андрей Краско. Просто сидели в машине и болтали. Я рассказал, что снимаюсь в первый раз, а он мне посоветовал разнести фотографии по всем группам на Ленфильме. Пожаловался, что в его возрасте делать это уже стыдно и приходится сидеть у телефона и ждать, когда позовут. Примечательно, что уже через год вышел первый сезон «Агента национальной безопасности» а еще немного позже казалось, что не было ни одного проекта без участия этого великолепного артиста.

Андрей Краско на подводной лодке.
Андрей Краско на подводной лодке.


Надеюсь моя маленькая история, напомнит вам про эти великолепные фильмы, которые родились так недавно. Которые были так давно.