Добрый день, друзья! Недавно мне довелось обследовать один очень хороший объект, дорогой, бохатый.. это было предварительное обследование.
И в процессе я обнаружил интересную особенность - болтовые соединения шин и подключенных кабелей с наконечниками ТМЛ были зафиксированы одной гайкой с шайбой, но без контргайки и без гровер-шайбы.
По опыту я не один раз встречал крепление с двумя гайками, и где-то слышал запрет на гровер-шайбы.
С этого вопроса началось удивительное погружение в нормативные документы и поиск заветного ответа. Заодно я узнал много нового, рассказываю самое интересное..
1. Как же правильно крепить ТМЛ к шинам?
Вот интересная таблица, взял с сайта КВТ:
Первые упоминания о соединениях встретились в ВСН 139-83
В ВСН 139-83 расписано много моментов, но в старинных терминах и документ имеет статус "не действующий". Тем не менее Рис.5.4 продолжает жить в новых документах. Например, инструкция "И 1.09-10" Ассоциации "Росэлектромонтаж".
2. Прочитал много букв в И 1.09-10 и что понял?
Та самая картинка из ВСН, и практически мало новых упоминаний что лучше применять - пружинную шайбу или контргайку. Хотя если вчитаться в текст, то:
3. Сколько болтов надо, чтобы соединить шины?
Мало кто задается такими вопросами, но если вы вдруг собираете щиток на 800 Ампер, перебираете большие шкафы или сборку, то это может пригодиться!
В ГОСТ 21242-75 нашел такую интересную таблицу:
Один из читателей поделился документом по сборке от Schneider Electric. У них таблица подробнее и современнее:
3. Контргайка или пружинная шайба? Моменты затяжки!
Базовый вопрос, но совсем не быстрый ответ. Нашлась полезная информация о моментах затяжки для различных болтов и материалов.
Вообще видя аббревиатуру МКС, я подумал о космосе, нагрузках и вибрации при взлете ракеты, но потом решил, что это Московская Кабельная Сеть!.. )
Дополнительная информация по моментам затяжки клеммников (распредблоков) ИЭК:
По поводу периодичности затяжки клеммников ИЭК, типа кроссмодулей и распределительных блоков - информация от официального канала IEK GROUP на Яндекс.Дзен:
4. Болты
Данная часть статьи дополняется. Вот что я нашел из документа, которым поделился мой читатель:
Высокопрочные болты продаются в Санкт-Петербурге, но как видим не требуются согласно импортного руководства.
Заключение. Выводы!
В МКС как правило применяют контргайки. Это прекрасно.
- Если применять пружинную шайбу, то ее видно под гайкой, и она увеличивает растяжение в болте - согласно старым документам применялась до 16 мм2.
- Тарельчатая пружина очень похожа на обычную шайбу, это было открытием - устанавливается она согласно НТД снизу под головку болта перед шайбой.
- Соединение шин до 50 мм - одним болтом, до 60 мм - двумя болтами, до 80 мм - четырьмя болтами. Хотя я иногда применяю больше чем 1 болт.
- Моменты затяжки медных шин на 50% больше алюминиевых, согласно справочникам МСК.
- Интересно, что М14, М18, М22, М26 - не используются в документах. И применять их я тоже не стану.
- Моменты затяжки для меди и алюминия разные. Сведены мною лично в таблицу.
Дорогие читатели, у кого есть более современные или иностранные документы по сборке шин, наконечников, щитов - делитесь в комментариях, это поможет сделать наши щиты лучше, надежнее и безопаснее.