Найти тему

Соединения шин, наконечников, гроверы, контргайки, сборка электрощитов! Разбираемся вместе..

Оглавление

Добрый день, друзья! Недавно мне довелось обследовать один очень хороший объект, дорогой, бохатый.. это было предварительное обследование.

И в процессе я обнаружил интересную особенность - болтовые соединения шин и подключенных кабелей с наконечниками ТМЛ были зафиксированы одной гайкой с шайбой, но без контргайки и без гровер-шайбы.

По опыту я не один раз встречал крепление с двумя гайками, и где-то слышал запрет на гровер-шайбы.

С этого вопроса началось удивительное погружение в нормативные документы и поиск заветного ответа. Заодно я узнал много нового, рассказываю самое интересное..

1. Как же правильно крепить ТМЛ к шинам?

Наконечник ТМЛ - очень распространенная вещь в силовой электрике
Наконечник ТМЛ - очень распространенная вещь в силовой электрике

Вот интересная таблица, взял с сайта КВТ:

Оказывается, ТМЛ существуют не только до 240 мм2, а до 625 мм2
Оказывается, ТМЛ существуют не только до 240 мм2, а до 625 мм2

Первые упоминания о соединениях встретились в ВСН 139-83

Вот такая замечательная картинка из далекого 83 года - ВСН 139-83
Вот такая замечательная картинка из далекого 83 года - ВСН 139-83

В ВСН 139-83 расписано много моментов, но в старинных терминах и документ имеет статус "не действующий". Тем не менее Рис.5.4 продолжает жить в новых документах. Например, инструкция "И 1.09-10" Ассоциации "Росэлектромонтаж".

Моменты затяжки болтовых соединений для различных диаметров отверстий в наконечниках, согласно И 1.09-10.
Моменты затяжки болтовых соединений для различных диаметров отверстий в наконечниках, согласно И 1.09-10.
Тарельчатая пружина
Тарельчатая пружина

2. Прочитал много букв в И 1.09-10 и что понял?

Та самая картинка из ВСН, и практически мало новых упоминаний что лучше применять - пружинную шайбу или контргайку. Хотя если вчитаться в текст, то:

До 16 мм2 есть упоминания о контргайках, а более 16 мм2 уже нет, только тарельчатые пружины
До 16 мм2 есть упоминания о контргайках, а более 16 мм2 уже нет, только тарельчатые пружины
Это из инструкции И 1.09-10 - соединения с пружинной шайбой, контргайкой, тарельчатой пружиной
Это из инструкции И 1.09-10 - соединения с пружинной шайбой, контргайкой, тарельчатой пружиной

3. Сколько болтов надо, чтобы соединить шины?

Мало кто задается такими вопросами, но если вы вдруг собираете щиток на 800 Ампер, перебираете большие шкафы или сборку, то это может пригодиться!

В ГОСТ 21242-75 нашел такую интересную таблицу:

В целом интересные решения и показано для какого тока и шин применять один, два или четыре болта!
В целом интересные решения и показано для какого тока и шин применять один, два или четыре болта!

Один из читателей поделился документом по сборке от Schneider Electric. У них таблица подробнее и современнее:

Расчет сечения шин и токов от SE. Надо помнить еще о правильном креплении шин, так как при тех токах КЗ, магнитные силы отламывают их (узнал на семинаре ABB)
Расчет сечения шин и токов от SE. Надо помнить еще о правильном креплении шин, так как при тех токах КЗ, магнитные силы отламывают их (узнал на семинаре ABB)
Нормативы для шин различной ширины
Нормативы для шин различной ширины
Для Алюминиевых шин
Для Алюминиевых шин
Оригинальная мысль! Я бы не догадался )
Оригинальная мысль! Я бы не догадался )

3. Контргайка или пружинная шайба? Моменты затяжки!

Базовый вопрос, но совсем не быстрый ответ. Нашлась полезная информация о моментах затяжки для различных болтов и материалов.

Нормы затяжки из справочника мастера МосЭнерго, "МКС". И единственное упоминание о том, что в МКС "как правило применяют контргайки"! Опечатки типа М8=2 Нм, и 200+-710 Нм видимо нормальная практика )
Нормы затяжки из справочника мастера МосЭнерго, "МКС". И единственное упоминание о том, что в МКС "как правило применяют контргайки"! Опечатки типа М8=2 Нм, и 200+-710 Нм видимо нормальная практика )

Вообще видя аббревиатуру МКС, я подумал о космосе, нагрузках и вибрации при взлете ракеты, но потом решил, что это Московская Кабельная Сеть!.. )

Дополнительная информация по моментам затяжки клеммников (распредблоков) ИЭК:

Распредблоки РБД - моменты затяжки винтов
Распредблоки РБД - моменты затяжки винтов

По поводу периодичности затяжки клеммников ИЭК, типа кроссмодулей и распределительных блоков - информация от официального канала IEK GROUP на Яндекс.Дзен:

Если читатели знаю моменты затяжки и периодичность - напишите в комментариях
Если читатели знаю моменты затяжки и периодичность - напишите в комментариях

4. Болты

Данная часть статьи дополняется. Вот что я нашел из документа, которым поделился мой читатель:

Класс 8.8 это обычные болты, которые продают в Метизах.
Класс 8.8 это обычные болты, которые продают в Метизах.
Высокопрочные болты продаются в Санкт-Петербурге, но как видим не требуются согласно импортного руководства.
А вот и актуальность соблюдения моментов затяжки!
А вот и актуальность соблюдения моментов затяжки!

Заключение. Выводы!

В МКС как правило применяют контргайки. Это прекрасно.

  1. Если применять пружинную шайбу, то ее видно под гайкой, и она увеличивает растяжение в болте - согласно старым документам применялась до 16 мм2.
  2. Тарельчатая пружина очень похожа на обычную шайбу, это было открытием - устанавливается она согласно НТД снизу под головку болта перед шайбой.
  3. Соединение шин до 50 мм - одним болтом, до 60 мм - двумя болтами, до 80 мм - четырьмя болтами. Хотя я иногда применяю больше чем 1 болт.
  4. Моменты затяжки медных шин на 50% больше алюминиевых, согласно справочникам МСК.
  5. Интересно, что М14, М18, М22, М26 - не используются в документах. И применять их я тоже не стану.
  6. Моменты затяжки для меди и алюминия разные. Сведены мною лично в таблицу.
Такую таблицу я собрал из всех изученных документов - моменты затяжки для меди и алюминия от М5 до М36.
Такую таблицу я собрал из всех изученных документов - моменты затяжки для меди и алюминия от М5 до М36.

Дорогие читатели, у кого есть более современные или иностранные документы по сборке шин, наконечников, щитов - делитесь в комментариях, это поможет сделать наши щиты лучше, надежнее и безопаснее.

Спасибо за внимание, и до новых встреч!

Обращайтесь к нам за независимой проверкой электрики - AVB.SPB.RU - более 15 лет опыта проектирования, монтажа и обследований!