История советской космонавтики – это не только славные страницы, победы и свершения, начало которым положил в апреле 1961-го полет Юрия Гагарина. Это еще и неизбежные неудачи, трагедии, сломанные судьбы. Одной из жертв триумфального покорения просторов Вселенной стал военный летчик Григорий Нелюбов из первого отряда космонавтов.
Он имел все шансы полететь в космос одним из первых, и даже – первым. Но в итоге цепь случайностей оборвала его карьеру, а его самого привела к печальному концу – самоубийству в молодом возрасте. Долгое время пор об этом человеке в контексте космической темы не принято было упоминать, доходило до того, что капитана Нелюбова убирали из групповых фотографий обитателей Звездного городка.
С детства мечтал о небе
Деревенский мальчишка, выросший в Запорожской области, он мечтал о небе, его кумирами были легендарные Валерий Чкалов и Михаил Водопьянов. И Григорий уверенно шел к своей цели. После окончания Ейского военно-морского авиаучилища молодой офицер выбрал местом службы Керчь. Отсюда его в начале 1960-го вызвали в Москву, отборочная комиссия включила Григория Нелюбова в двадцатку будущих космонавтов. Стоит отметить: выбирали из трех с лишним тысяч претендентов.
Космическая гонка между СССР и США, стартовавшая в конце 50-х, требовала решительных шагов от руководства программой. Была создана спецгруппа из 6 человек, приступившая к тренировкам в ускоренном режиме. В шестерку вошли Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Попович, Быковский, все они январским приказом Главкома ВВС были первыми зачислены на должности космонавтов.
Вот если бы он был Любовым…
Еще в начале апреля 1961 года кандидатура первопроходца космоса не была утверждена: к полету готовили троих пилотов — Гагарина, Нелюбова, Титова. В конце марта все трое записали свои обращения к народу в студии московского Дома радио, не зная ещё, чей голос прозвучит в день исторического события.
Существует версия, что окончательный выбор сделал тогдашний лидер страны Хрущев. Титов, по его мнению, не годился в первопроходцы из-за нерусского имени, а Нелюбов – из-за фамилии. «Вот если бы он был Любовым», – эту фразу приписывают Никите Сергеевичу.
12 апреля Гагарин, Титов и Нелюбов прибыли на космодром Байконур. В роли штатного дублера Гагарина был Герман Степанович, Нелюбов значился запасным космонавтом, но в последний момент и в этом качестве его заменил Андриан Николаев. Согласно официальному объяснению — из-за проблем со здоровьем, реальная причина названа не была.
Ни третьим, ни четвертым, ни пятым, ни шестым
У Григория Григорьевича были все шансы стать третьим космонавтом. Ведь ему было выдано удостоверение под номером три, и уровень подготовки, личные качества пилота, казалось бы, предвещали, что он будет востребован очень скоро. Но судьба продолжала ставить палки в колеса: каждый раз что-то мешало Нелюбову занять место за штурвалом космического аппарата.
После Титова была очередь Нелюбова, но главный конструктор решает послать в космос сразу два корабля с интернациональным экипажем. Полетели чуваш Николаев и украинец Попович, пятым стал Валерий Быковский, а шестой в июне 1963-го — Валентина Терешкова, первая в мире женщина-космонавт. На этом программа кораблей «Восток» была завершена, Григорий Нелюбов остался за бортом покорения космоса.
Еще до полета Чайки с Нелюбовым случился неприятный инцидент, который поставил крест на его дальнейшей карьере. Будучи в отпуске, он отправился за пивом в станционный буфет и оказался участником скандальной стычки с военным патрулем. Замять скандал не удалось, и прежде всего из-за нежелания Григория Григорьевича принести извинения. Нелюбов был отчислен из отряда и направлен в одну из частей ВВС на Дальний Восток.
Погиб под колесами поезда
Удар по самолюбию был страшным, для Нелюбова непреходящим стало состояние глубокой депрессии. Последней каплей послужил отказ перевести его в подразделение летчиков — испытателей. Этого он не смог пережить. 18 февраля 1966 года Нелюбов погиб под колесами поезда на станции Ипполитовка Дальневосточной железной дороги. Официальная версия – несчастный случай, однако жена уверена: муж покончил с собой. Было ему всего 32 года.
Его имя вышло из забвения только через два десятилетия: журналист «Известий» Ярослав Голованов упомянул пилота в серии статей об отряде космонавтов. В 2007 году на телестудии Роскосмоса был создан документальный фильм под названием «Он мог быть первым. Драма космонавта Нелюбова».