Найти тему
Буффонище

Забытые Саратовцами, некогда популярные маршруты общественного транспорта часть lV.

Оглавление

1) Трамвайный маршрут №15 Железнодорожный Вокзал - Площадь Орджоникидзе.

Фото взято с сайта transphoto.org Автор фото- Ааре Оландер.
Фото взято с сайта transphoto.org Автор фото- Ааре Оландер.

В далёком 1931 году было завершено строительство трамвайной линии от Улицы Чернышевского до площади Орджоникидзе, и был продлён маршрут №3 Музейная площадь - Площадь Орджоникидзе. В октябре 1937г был официально открыт новый трамвайный маршрут №15 Железнодорожный вокзал - Площадь Орджоникидзе. На момент 1945г в Саратове из 15 трамвайных маршрутов, работало только 9, в числе 9 был и маршрут №15. В конце 40-х годов трамвайные пути с улицы Московская, перенесли на Улицу Кутякова, пока шёл перенос 15 трамвай был закрыт, на Вокзале тоже пути были демонтированы. В начале 50-х годов вновь был открыт трамвайный маршрут №15 Жд Вокзал - Площадь Орджоникидзе, маршрут стал ходить от нынешнего Рынка Привокзального, по улице Кутякова, на данном рынке можно и сегодня увидеть остатки трамвайных рельс, и понять где было трамвайное кольцо. 15 трамвай, наряду с 1 трамваем стали достопримечательностей Саратова, потому что проходили в самом центре города! Раньше с помощью гражданского проездного, можно было попасть в любую точку Заводского района из центра города, сев на 15 трамвай или 1 трамвай, и пересев на Площади Орджоникидзе на маршруты идущие в Заводской район. Трамвайная сеть города была очень интересна и удобна до 1997г, с улицы Кутякова можно было повернуть в сторону Чапаева к Крытому рынку, а от Крытого рынка можно было повернуть на Советскую и выйти уже на линию в Мирном переулке, просто представьте сколько сегодняшних остановок трамваев можно было бы избежать,иногда во время ДТП например на ильинской площади, 15 трамвай шёл по 9 маршруту, и наоборот 9ка шла по 15 например при ДТП на Слонова. Так-же 15 трамваем активно пользовались работники Авиационного завода, живущие в центре города, из-за этого в час пик на Площади Орджоникидзе трудно было поместиться даже в двойной вагон 15 трамвая.

Фото взято с сайта transphoto.org Автор фото- Ааре Оландер.
Фото взято с сайта transphoto.org Автор фото- Ааре Оландер.

Никак нельзя было подумать что может случиться в 1997г, но в сентябре 1997г трамвайные пути от Чапаева до Площади Орджоникидзе по Чернышевского были демонтированы, это антигородское решение было названо ошибкой в 2003г, только что толку? Линию на Кутякова в 2013г, и 12 трамвай в 2011г это не спасло. Именно с момента демонтажа линии 15 трамвая, начинается время создания кучи медленных автобусных маршрутов в Заводской район, нескончаемые пробки от Крытого рынка до Ильинской площади, а так же по улице Чернышевского. Трамвай же убирали якобы из-за пробок? Но пробок стало как ожидалось куда больше! Судьба 15 трамвая печальна, и не справедлива. Запущенный вместо него 15 троллейбус сильно задублирован автобусами и маршрутками, и не даёт тех же результатов что давал трамвай. 15 Троллейбус необходимо продлевать в пос. Комсомольский, но лучший бы вариант был бы возвращение 15 трамвая, и выделение его путей, хочется верить что рано или поздно это случится, во многих городах и странах трамваи убирали, но потом возвращали, потому что становилось понятно что альтернативы трамваю нет для нормальной работы города, хочется верить что Вячеслав Володин решивший восстановить 9 троллейбус, решит тоже самое и про 15 трамвай. Закрытие 15 трамвая фактически предрешило судьбу Ленинского трамвайного депо, его закрытие сегодня очень сильно ощущается пассажирами 11 трамвая.После закрытия 15 маршрута, 9 трамвай и 10-ку перенесли из Кировского депо в Заводское, а 11 и 12 трамваи из Ленинского в Кировское депо, так как сказали Ленинское депо не загруженно на полную мощность.... Схема движения 15 трамвая, совпадает практически с схемой 15 троллейбуса, разница только в том что трамвай шёл по Кутякова, и конечная находилась где сегодня находится Привокзальный рынок...

2) Трамвайный маршрут №1 Улица Радищева - Площадь Орджоникидзе.

Фото взято с сайта transphoto.org Автор фото- Ааре Оландер.
Фото взято с сайта transphoto.org Автор фото- Ааре Оландер.

В 20-х годах прошло века после восстановления трамвайной линии , от Музейной площади до микрорайона Улеши, появляется трамвайный маршрут и ему присвоили номер 1, шёл 1 трамвай туда по Московской, через Крытый рынок. В начале 30-х годов было завершено строительство трамвайной линии от Чернышевского до Площади Орджоникидзе, и именно туда продлили трамвай №1. Схема движения на тот момент - Музейная площадь - Чернышевского ( Московская) - Октябрьская - Комсомольская - Некрасова - Театральная площадь - Горького - Улица Чапаева - Крытый рынок - Советская - Мичурина - Рабочая - Ильинская площадь - Серова - 2-я Садовая - Городской парк - Олимпия - Мельничный проезд - Улеши - Горгаз - Мария - 1-жил участок - Площадь Орджоникидзе.

В начале 50-х годов происходит перенос трамвайных линий с Московской на улицу Кутякова, и 1 трамвай постепенно начинает ходить по Улице Кутякова, до Кутякова по улице Челюскинцев. В начале 70-х годов на улице Чернышевского демонтирована трамвайная линия, от ул.Мичурина до Чернышевского. 1 Маршрут сокращён, теперь он именуется Улица Мичурина - Площадь Орджоникидзе. В 1989г демонтирована трамвайная линия по улице Челюскинцев ( от Радищева до Мичурина). И схема 1 трамвая становится той которую многие из нас её могу помнить, собственно какой она и была до закрытия 1 маршрута в 1997г.

Схема движения с 1989 до 1997г - Площадь Орджоникидзе - 1 жил участок - Мария - Горгаз - Улеши - Мельничный проезд - Олимпия - Городской парк - 2-я Садовая - Серова - Ильинская площадь - Рабочая - Мичурина - Советская - Крытый Рынок - Чапаева ( Главпочтамт) - Вольская ( Кутякова) - Горького ( Кутякова) - Большая Горная - Экономический университет - Радищева ( Кутякова) и назад в Заводской район.

Ну и то что случилось в 1997г описано выше, это мы ощущаем сегодня.1 Маршрут был очень популярным и удобным, ходил заполненным даже в дневное время очень часто. Проходя по улице Челюскинцев сегодня, там можно увидеть трамвайные артефакты, и в целом дух трамвайный там ощутим и сегодня, а ведь сегодня эту улицу можно было бы сделать полностью трамвайной-пешеходной, и это спасало бы от пробок по улице Московской. Но 1 маршрут не хотел умирать, и в скоре после закрытия и демонтажа линий , был открыт трамвайный маршрут №1 Железнодорожный Вокзал - Ул.Радищева , но долго увы он не просуществовал и был закрыт, так как популярностью не пользовался, не самый удачный участок который и так загружен транспортом, стоило делать Солнечный - Вокзал такой маршрут тогда бы может получилось бы. Но увы с 1998г в Саратове трамвая №1 больше нет, и троллейбус не был запущен вместо него как за место 15 трамвая. Исторически Трамвайные улицы Кутякова, Большая Горная, Радищева остаются сегодня вообще без электротранспорта.....

3) Маршрутка №29 Октябрьское Ущелье - Улица Радищева.

Схема движения 29 маршрута. Найдено на просторах интернета.
Схема движения 29 маршрута. Найдено на просторах интернета.

Данный маршрут создан в 60-х годах прошлого века, после создания НИИ-Тесар, он возил рабочих на работу на завод, и обратно, так-же им активно пользовались те кто ехал в санаторий. Маршрут был весьма популярным, на нём работали Икарусы-419 и они очень сильно заполнялись. В Советские годы маршрут ходил от Крытого рынка. В 90-х годах работал не стабильно, как правило на нём был 1-2 автобуса большой вместимости. Перемены на маршруте начались в 2000-х годах, на линию вышли работать газели вместо автобусов, работать стало около 8-10 газелей, в середине 2000-х маршрут продлили до Улицы Радищева, конечная находилась на Радищева ( Челюскинцев) возле магазина Магнит, там и сегодня можно увидеть сверху табличку 29 маршрута, маршрут стал очень популярным, нередко нужно было отстоять приличную очередь что бы сесть в него, это был единственный транспорт с Октябрьского ущелья до самого центра города. Ухудшение движение пошло в начале 10-х годов, когда на маршруте работали то Пежо, то опять газели, менялись перевозчики, плюс был создан 3 маршрут до улицы Радищева который тоже отнимал значительную часть пассажиров, так-же усиление маршрута 93, и 64д который ходит от Октябрьского ущелья до Мирного переулка. В 2014г 29 маршрут продлевали до Экономического университета, но ходил он очень редко, фактически с 2015г его не видно. А люди всё равно продолжали его ждать на Радищева, маршрут имел сильную популярность. Теперь прямого транспорта до улицы Радищева с Октябрьского ущелья нет, хочется верить что 29 маршрут ещё возродится.

4) Маршрутка №47 Ул.Артиллерийская - Агафоновка.

Схема движения 47 маршрута. Найдено на просторах интернета.
Схема движения 47 маршрута. Найдено на просторах интернета.

Очень интересный и удобный маршрут общественного транспорта, подобного в Саратове увы сегодня нет. Схема немного неверная, по факту маршрут ехал ещё на несколько остановок выше до Кондитерской фабрики, там и была конечная. Данный маршрут был создан примерно 2003-2005г тогда создавалось много газельных маршрутов ( это было в чём-то по своему романтичное время которое воспоминается с ностальгией) , некоторые из них были весьма полезные как и 47 маршрут. Данный маршрут сразу стал востребован жителями района Кондитерской Фабрики, НИИ Юго восток, Студгородка, и это неудивительно! В отличие от маршрутов 56,33 на 47 можно было от Кондитерской Фабрики до Сенного рынка долететь за 5-6 минут! Потому что не нужно было, ехать в объезд через всё СХИ. Ещё уникальность данного маршрута в том что он шёл одновременно и по Улице Шехурдина, и по улице Большая горная, сегодня на этих улицах общественного транспорта просто нет, сегодня данный маршрут очень нужен. Так-же на нём можно было быстро доехать как с Кондитерской фабрики, так и с Агафоновки до Крытого рынка. У жителей улицы Новоузенская это был единственный маршрут в центр города, и вообще единственный который ходит круглый год, а никак 27 только лето-осень. Так-же маршрут проезжал улицу Рабочею, там тоже сегодня ничего почти не ходит. Так-же сегодня активно заселяется улица Тулайкова, а из транспорта там только 60 маршрутка, которая едет через СХИ, и через вокзал в Заводской район, в центр города не идёт, а быстрого маршрута после закрытия 30 марта маршрута 247а там просто теперь нет. Как говорят причиной закрытия маршрута стало открытия ворот Воинской части , на улице Артиллерийской, и продление 60 маршрута до улицы Тулайкова. Закрылся данный маршрут в Феврале 2010г но люди его вспоминают до-сих пор, и хочется верить что однажды он снова возродится, и пойдёт по прежней схеме но уже от микрорайона Звезда. Схема данного маршрута сегодня выглядит ещё более актуальной чем раньше, Улица Шехурдина и Большая Горная сегодня как раз без общественного транспорта.

1) Часть данного ностальгического Обзора

2) Часть данного ностальгического обзора

3) Часть данного ностальгического обзора

Всем Спасибо за Внимание!