Геннадий Васильевич Федяков помнит свой первый фотоаппарат "Смена-2"
Меня, как человека много фотографирующего, радует возможность окунуться в историю праздника и поговорить о фотографии, покровительницей которой является святая Вероника. По легенде, Вероника была свидетельницей Крестного пути Иисусуа Христа. Когда он упал под тяжестью креста, женщина обтёрла струи пота и крови с его лица. На ткани запечатлелся лик Спасителя, а сострадательная христианка вошла в историю, как "создательница" первой фотографии. Поэтому в день её памяти и отмечается праздник всех фотографов. Также в этот день родился Д. Истмен, основатель компании " Kodak ".
Во все времена искусство фотографии было популярным, ведь человек всегда старался пронести с собой через время дорогие сердцу мгновения. И, как говорил знаменитый фотограф Питер Адамс: "Выдающаяся фотография - это глубина чувств, а не глубина резкости".
Моё увлечение фотографией началось в детстве с ощущения волшебства. Мой отчим много фотографировал и частенько позволял нам - детям, присутствовать при печати снимков. В старой бане он соорудил что-то на вроде фотолаборатории. И попасть туда считалось за счастье. В бане завешивалось окошко, включался красный фонарь, и начиналось чудо. Я с особым трепетом наблюдала, как в ванночке с проявителем всё чётче проступал силуэт моей маленькой сестрички, становясь контрастнее и реалистичнее. Затем снимок поддевался пинцетом и перекладывался в ванночку с водой, а потом в закрепитель. Помню химический запах и тихий голос отчима, отсчитывающий время экспозиции. Если светлый негатив, то: "раз, два", если тёмный, то дольше. Нравилось мне и то, что по всей бане висели фотографии, прицепленные прищепками на верёвках. Позже для сушки появился глянцеватель. До сих пор в чёрных пакетах от фотобумаги у меня хранятся фотографии популярного тогда размера девять на двенадцать. Сейчас, пересматривая их, испытываю ностальгию, которая одаривает нежными чувствами к чёрно - белым снимкам. Ведь всё это была жизнь с её маленькими радостями, которые нам казались большими. Не зря немецкий фотограф К. Лагерфельд сказал: « Что мне нравится в фотографии, так это то, что в ней пойман момент, который ушел навсегда, который невозможно воспроизвести ».
Чувство ностальгии, глядя на старые снимки, испытывает и мой собеседник Г. В. Федяков (1950 г.р.), проживающий в с. Сажино. В его советском детстве мальчишки повально увлекались игрой на гармони или баяне и фотоделом. Дома пионеров предоставляли возможность заниматься в кружках и
получать прекрасное, как теперь мы называем, дополнительное образование. Геннадий Васильевич помнит свою первую шуйскую гармошку и первый фото-аппарат "Смена -2". Николай Петрович Крылосов, руководитель фотокружка, дал азы, где самым трудным оказалась работа с фотобачком, заправкой в него плёнки. Родители, понимая увлечение сына, помогли приобрести всё необходимое и даже отвели уголок в доме за занавеской, где царствовал фотоувеличитель. Те, кто занимался печатью фотографий, помнят увели-чители: "Ленинград", "Крокус", "Неву", "Азов" и более распространённый "УПА". Путём проб и ошибок Геннадий смог получать неплохие снимки. Он брал с собой в школу "фотик" и "щёлкал" всё, что попадало в объектив. Фотографировал тогда на "Свему" или "Тасму", которые были разной светочувствительности: на улицу -65 единиц, в помещении -130. С тех пор он не разлучался с фотоаппаратом. Мировая легенда фотографии Э. Эрвитт говорил: « Ничего не происходит, когда вы сидите у себя дома. Я всегда ношу камеру с собой в любое время ... Я просто снимаю то, что меня интересует в текущий момент» . Геннадия интересовало всё - деревья, река, животные, люди…
В армии, а служил Геннадий Васильевич в ракетных войсках, он продолжил своё увлечение. От "стариков" достался ему "ФЭД -2". По ночам в каптёрке создавал свои шедевры, наклеивая фотографии для просушки на окна.
Отслужив, вернулся в родной "Ударник". Крутил баранку самосвала. Прошёл курсы механиков - организаторов и шесть лет трудился бригадиром тракторно-полеводческой бригады. Затем был управляющим, в ведение которого было три свиноводческих корпуса, две фермы КРС, семеноводческое отделение и мехток, насчитывающий 32 механизатора, обслуживающих 3856 га пашни.
-Золотое было время, - делится Геннадий Васильевич, одних комбайнов было 22 единицы. Работали много, но во всём был смысл и хорошие результаты, направленные на развитие хозяйства и благополучие тружеников. Наше отделение всегда было передовым. А я имею даже медаль "За освоение Нечерноземья".
Долгие годы являлся и заместителем директора по строительной части. Прослеживал за организацией строи-тельства, всем процессом, техникой. Строили в то время много: корпуса ферм, телятники, склады…И все эти годы, не изменяя себе, Геннадий Васильевич был с фотоаппаратом. Теперь его героями стали люди труда.
Сама я, фотографирующая с интересом и огромной любовью к рабочему человеку, взяла высказывание кинорежиссёра Жан - Люка Годара за творческий девиз: « Когда Вы фотографируете лицо... вы фотографируете за ним душу ». Об этом потрясающе сказал и американский фотожурналист Стив Мак Кари: « Большинство моих фотографий основано на людях, я смотрю на неохраняемый момент, когда душа выглядывает, тогда опыт выгравирован на лице человека» .
Думаю, что что-то подобное испытывал и Геннадий Васильевич, которого помнят односельчане с фотоаппаратом, снимающим строителей, механизаторов, доярок, телятниц - всех, кто трудился на тот период в совхозе. К местному фотографу обращались и в особые дни, когда случались торжественные и праздничные события: свадьбы, юбилеи, рождение ребёнка. А уж сколько он снял моментов взросления своих детей, которых у него трое. Теперь вот фотографирует и двоих внучек.
Каждый человек - это особый мир, поэтому и видение окружающего у каждого своё особое. В фотографии важна идея, как в любом творческом продукте: ради чего? Выдающийся фотограф XX века Арнольд Ньюман сказал: «Многие фотографы считают, что если они купят лучшую камеру, то смогут снимать лучшие фотографии. Лучшая камера не будет работать за вас, если в вашей голове или сердце ничего нет". Каждый фотографирующий человек - творец, знающий, что фотография должна содержать сюжет, уникальность и настроение, превращает съёмку "просто красивого пейзажа" в "красивый пейзаж с историей".
Я знаю многих людей с "мыльницами", создающих великолеп-ные фотографии, рассматривая которые, понимаешь, насколько прекрасен мир и красивы люди. Наверное, эту цель и преследуют фотографы - любители, останавливая мгновения и сохраняя память сегодняшнего дня, быстро переходящего в историю. Они же дарят нам чувства и переживания, ощущения и ценность окружающего мира.
Татьяна Костырева
2017 г.