Сломленный потерей жены Шах-Джахан возвел для нее сказочный мавзолей, который до сих пор поражает всех своим изяществом. Хоть он и выглядит романтично, но выполнен в стиле исламской архитектуры. Ну а получился он уникальным благодаря тому, что над его созданием трудились лучшие на то время мастера. Падишах привлек к строительству не только местных, но и иностранных мастеров.
Судьба самого падишаха весьма интересна. В 1613 году он завоевывает княжество Мевар, но отобрать власть у своего отца в этом же году ему не удается. В живых он остался лишь благодаря милости отца. Возможно, падишах Джахангир пожалел об этом в 1627 году, когда сын сверг его, а затем казнил всех родственников. Такой жестокостью он хотел обезопасить себя от дворцового переворота.
Начало правления Шах-Джахана было блистательным. В 1632 году он выбивает португальцев из порта Хугли. А в 1638 году отбирает у персов Кандагар. Уже к 1646 году он расширил границы империи до земель, которые занимает современный Таджикистан. И тут фортуна отвернулась от падишаха. Персы вернули себе Кандагар. Падишах постоянно терпел поражения. А в 1658 году трон захватил его сын Аурангзеб.
Что касается личной жизни падишаха, то у него было девять жен и множество наложниц. Но любил он только свою третью жену, которая родила ему 14 детей. В 1631 году она скончалась. Причем произошло это в военном лагере. Ведь она сопровождала падишаха во всех походах.
Строительство Тадж-Махала стало навязчивой идеей падишаха. Ежедневно на стройке работало 20 тысяч человек. Более 20 лет продолжалась эта великая стройка. Лишь в 1652 году мавзолей был готов.
Стоит отметить, что в целом Тадж-Махал возведен в четких традициях той эпохи. Это видно в смешении персидского, индийского и арабского стиля архитектуры. Кроме того, при строительстве использовали белый мрамор и красный песчаник, что типично для той эпохи.
В плане Тадж-Махал имеет форму прямоугольника. Причем строители при возведении зданий комплекса ориентировались на продольную ось прямоугольника. Она и является осью симметрии Тадж-Махала. Весь комплекс защищен красной стеной и четырьмя воротами. Кроме того, по углам стены возведены минареты. А в самом центре прямоугольника находится сад с множеством роз и фонтанов. Причем границы сада образуют квадрат. Сам мавзолей расположили в северной части комплекса. В результате фасад мавзолея виден с другого берега реки. Крыша мавзолея имеет форму огромной луковицы.
Фасад мавзолея облицован белым мрамором, а внутренние стены отделаны цветным мрамором. Кроме того, на стенах можно заметить красочные орнаменты из полудрагоценных камней. Ну а в самом центре распаоложена погребальная камера под небольшим куполом. Интересно, что за мраморной оградкой установлены еще и ложные гробницы. Прах падишаха и его любимой жены находится в крипте прямо под камерой. А все остальные жены падишаха погребены за пределами мавзолея. Для них были сооружены отдельные гробницы.