Как бы правительство и верфи не декларировали о необходимости диверсификации, такова статистика за 2020 год. Речь идет о количестве сданных заказов - число судов гражданского назначения сократилось почти на 18%, до 62 единиц, а количество единиц военного флота увеличилось на 18% - до 32 кораблей.
Связано это, в первую очередь, с тем, что на рынке наблюдается не самая приятная тенденция, связанная с перенесением сроков. И если в сегменте кораблей ВМФ сработал задел прошлых лет, то есть заказы, которые обещали сдать раньше, сдали только в 2020, то в гражданском секторе сдвиги только вступили в силу. В прошлом году СЗ "Северная верфь" передал флоту фрегат "Адмирал флота Касатонов" и корвет "Гремящий", северодвинский "Севмаш" сдал атомную подлодку "Князь Владимир", ПСЗ "Янтарь" сдал БДК "Петр Моргунов".
В то же время на Амурском судостроительном заводе со сдвигом вправо перенесли дату сдачи паромов для Сахалина, а на астраханском "Лотосе" еще достраивается круизный лайнер "Петр Великий".
В 2020 году на замедлении темпов сказалась пандемия. Во-первых, предприятиям ОПК было положено продолжать функционирование во время объявленной президентом "нерабочей недели", в то время как заводы, не обремененные военными заказами, не могли работать в полную силу.
Во-вторых, на строительстве сильно отразились проблемы с поставками импортного оборудования и услуг. Пусконаладку сложной техники и механизмов на многих объектах должны были производить специалисты из-за рубежа. Конечно, закрытые границы этому сильно препятствовали, из-за чего заказы простаивали, даже если доставку самого оборудования получалось организовать. Так, российская промышленность в очередной раз получила порцию мотивации для развития импортозамещения.
В целом же, отечественный рынок судостроения и кораблестроения в 2020 году вырос по стоимости аж на 67%, (до 230 миллиардов рублей). В 2021 году мы ждем сдачи новых траулеров и краболовов, ледоколов и "зеленых" танкеров от судоверфи "Звезда".