Найти в Дзене
Ксюша бьёт баклуши

Почему люди, поехав на заработки, не возвращаются с Севера

Отправляясь в Заполярье, мне хотелось узнать, что значит «северный характер» и понять, какой магнит удерживает людей там. Признаюсь, что этого самого «характера» я не заметила - как и повсюду, на Севере нам встречались люди добрые и отзывчивые, но были и такие, что себе на уме и даже бессердечные.

Например, на станции Собь работница ж/д впустила нас в свой домик погреться и дождаться поезда. Но на станции Харп - Северное Сияние служащая на мой вопрос, где бы нам подождать минут 10-15, ответила мне через окошко: «Ну, как вам сказать… У нас нет зала ожидания» и оставила нас ждать на улице.

На станции Собь нас пустили погреться и дождаться поезда.
На станции Собь нас пустили погреться и дождаться поезда.

А на станции Харп - Северное Сияние дежурная через окошко сказала, что у них нет зала ожидания и оставила нас ждать поезд на улице.
А на станции Харп - Северное Сияние дежурная через окошко сказала, что у них нет зала ожидания и оставила нас ждать поезд на улице.

Я спрашивала людей в Салехарде и Надыме почему они не уезжают отсюда, а остаются жить на Севере? Вот какие ответы мне довелось услышать.

Таксист Лаша родом из-под Батуми: «16 лет не был на родине и не собираюсь в ближайшее время, давайте не будем о Грузии, а то я сейчас расплАчусь».

Таксист Гамлет родом из Дагестана: «я тут с 1982 года, нет, назад не вернусь, тут всё моё, я ещё и свою мастерскую по ремонту обуви имею».

-3

Татарин Айрат, подрабатывает таксистом: «я родился на Севере, живу здесь и буду жить, а вы что приезжали смотреть ненецкий сабантуй? Ну вы даёте!»

-4

Парень из Таджикистана: «раньше тут платили хорошо, а сейчас всё дорого, зарплаты низкие у медсестер и воспитателей –15 тыс., за эти деньги тут нечего жить, уезжать надо».

Мужчина из Дагестана: «я 6 лет здесь живу, до этого 5 лет в Москве, там мне паспорт так истрепали, словно я 40 лет с ним ходил, а здесь спокойно, мне здесь нравится». 

Праздник Оленевода, Надым.
Праздник Оленевода, Надым.

Адела родом из Молдавии, продавец из сувенирной лавки: «я тут 24 года, уехать хочу, надоело, но меня собственность держит – квартира, магазины, сейчас их продавать за бесценок? Пенсию как ИП на Севере заработала, стыдно сказать – 9 тыс. руб.».

Света, маникюрист, приехала в Салехард из Йошкар-Олы: «я тут 6 лет, нет, никуда уезжать не хочу, муж и сын хотят, а я нет, мне здесь всё нравится – я не люблю большие города, здесь я всех знаю, у меня свои постоянные клиенты».

С экскурсоводом Настей, Салехард.
С экскурсоводом Настей, Салехард.

Настя, экскурсовод, приехала в Салехард из Тюмени: «здесь детей воспитывать хорошо, безопасно, уезжать пока не собираемся».

По мнению моей подруги Марины, которая живёт в Надыме 15 лет, тенденция такова: «раньше родители старались отправить детей учиться на «большую землю», сами дорабатывали до пенсии и уезжали к детям. Теперь в Надыме появились пенсионеры – дети, выучившись, возвращаются обратно, заводят семьи и родители остаются рядом с выросшими детьми и внуками. Словом, Север перестал быть крайним».

Моя подруга Марина, Надым.
Моя подруга Марина, Надым.

Пенсионеры, которые работали на производстве получают северную пенсию около 30 тыс., учителя высшей категории 80-100 тыс., правда, за эти деньги надо вкалывать. Но в условиях, когда ситуация с работой в России оставляет желать лучшего, люди не хотят трогаться на юг, считают, что неподходящее сейчас время для «перелётных птиц».

Покидала я этот «край земли» - именно так переводится с ненецкого название полуострова Ямал, напевая песню
«Где-то багульник на сопках цветёт»... Прокручивая в памяти своеобразную киноленту путешествия, думала о том, как же повезло, что такие необыкновенные люди повстречались нам на пути!

Юра нарвал нам багульник на трассе Салехард-Надым.
Юра нарвал нам багульник на трассе Салехард-Надым.

Одна встреча с Юрой чего стоит, ведь именно он на станции Котлас-Южный посоветовал нам купить у бабушек морошку и чернику в собственном соку, груздей и пихтовые веники, подсказав, что по дороге они больше не встретятся. Вкус морошки я вряд ли смогу забыть, хотя описать его затрудняюсь – на вид словно малина, на цвет будто облепиха. Кстати, как вы думаете зовутся жители Котласа? Догадайтесь с трёх раз! Котлашане!

Хотела бы я ещё хотя бы раз отправиться на Север? Да, несомненно, только не зимой, а в конце лета, когда сумасшедших комаров уже нет, а природа открыто делится дарами… Чтобы почувствовать снова запах багульника, чтобы увидеть осеннее разноцветье, чтобы НЕ ИСКАТЬ, а СОБИРАТЬ подосиновики, волнушки и случайно зацепить белый гриб!

П.С.: Когда муж вернулся на работу после этого "отпуска", показал коллегам фотографии и рассказал, где мы были, одна его коллега - Махида, она турчанка, а её муж - немец собрались по нашим следам! Не поверите, но они это сделали! Списались с Настей, про которую я тут рассказываю, и съездили, да не просто съездили, а совершили кругосветное путешествие! Рассказ про Махиду о том, как их жизнь круто изменилась здесь. ссылка

Куда можно слинять в крайнем случае
Ксюша бьёт баклуши21 марта 2022

Если интересно, читайте рассказ с начала по ссылкам, просто нажимайте на синие буквы: С чего мы вдруг решили поехать на Север

Жизнь не зебра - она радуга (как живут оленеводы коми-зыряне)

Почему ненцы говорят "однако"

На что похоже Северное сияние

Почему северяне такие "тормознутые"

Есть ли жизнь на Севере: строганина, мамонт и дресс-код

Как мы ехали по автозимнику Салехард-Надым

Опоздали на самолёт, но зато попали на праздник Оленевода

Подписывайтесь на мои каналы: Ксюша бьёт баклуши и Оксана Задумина