Великая Отечественная война заставила партийное руководство от интернационализма вернуться к традиционным ценностям, и в бой солдаты шли не только под знаменем великого Ленина, но и осенённые славой Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова и Ушакова. А возрождение патриаршества, открытие храмов, своеобразное возвращение к религии коснулось не только православия, но и мусульманства в СССР. В 1944 году впервые после долгого перерыва разрешён был хадж.
Хадж считается «пятым столпом ислама», а побывать в священном для мусульман городе хотя бы раз в жизни должен каждый правоверный. Но если в годы НЭПа поездки советских граждан за границу еще были возможны, то с конца 1920-х годов СССР окончательно опустил железный занавес, в том числе и для верующих, да и сама поездка за границу воспринималась как первая ступенька к предательству.
Вымоленное разрешение
Советская власть остро нуждалась в лояльности мусульман. Многие сотрудничавшие с немцами в Крыму и на Северном Кавказе обосновывали союз с Третьим рейхом именно религиозными соображениям: СССР закрывал храмы и мечети, а Германия разрешала открыть.
Сталин особенно нуждался в восстановлении отношений с Саудовской Аравией, которые были серьёзно испорчены – с точки зрения официальной идеологии это королевство, созданное ибн Саудом, было феодальным и реакционным. В 1937 г. Сталин вызвал в Москву посла в Саудовской Аравии Карима Хакумова, его обвинили в измене и расстреляли. Дипломатические отношения были разорваны.
Во время Второй мировой войны роль «нефтяного королевства» значительно выросла, президент США Рузвельт лично встретился с основателем государства королем Абдул-Азизом ибн Саудом.
В мае 1944 года в СССР появился Совет по делам религиозных культов. Вскоре поступило ходатайство о совершении хаджа. Паломничество предлагал возродить 86-летний узбекский муфтий Эшон Бабахан Ибн Абдулмажидхан, пользующийся среди верующих Средней Азии огромным авторитетом. Сталин оценил идею: в мире факт паломничества из СССР будет воспринят в положительном смысле. Это будет знаменовать существующую в СССР свободу религий.
Речь шла о шестерых паломниках: четверых жителях Узбекистана, одном таджике и одном казахе. Руководителем был шейх Мурат Ходжа Салихов (Салехи), заместитель председателя Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана.
Паломники из СССР в пути
Выехав из Ташкента в ноябре 1944 г., участники хаджа на автомобилях пересекли Туркмению, попали в персидскую область Хорасан. Север Ирана в ту пору был занят Красной армией. Путь паломников пролегал через Мешхед и Тегеран, затем они отправились в контролируемый англичанами Багдад. Из Ирака шестеро советских граждан добрались до Мекки. Несмотря на войну, в хадже 1944 года приняли участие 200 тысяч человек со всего мира.
На следующий год хадж повторился, а затем руководство распорядилось паломничество прекратить сначала под предлогом вспышки эпидемии в Египте, а затем без всяких предлогов – закончилась война, стремительно сокращались связи СССР с заграницей, железный занавес надолго отделил страну от остального мира.