В предыдущих статьях я писала, как проявляется гиперопека и чем она опасна. И если Вы хоть в каком-то пункте узнали себя - дальнейшая инструкция для Вас!
Гиперопека опасна для ребенка тем, что делает его безвольным, безинициативным. А в последующем из такого ребенка вырастает такой же взрослый. Или наоборот, ребенок вырывается из-под родительского контроля и начинает делать глупости. Поэтому справляться с гиперопекой надо начинать прямо сейчас.
- Первое, забудьте фразу "Я мать, я лучше знаю что будет лучше для ребенка". Такой позицией Вы не оставляете никакого шанса своему ребенку и себе.
- После этого разрешите ребенку ошибаться. Он должен пробовать, падать, экспериментировать, узнавать. Но здесь главное не впасть в другую крайность - вседозволенность - запреты, связанные с безопасностью жизни лучше оставить.
- Дайте ребенку насладится и своими удачами, и своими ошибками. Отрицательный результат - тоже результат и ребенок должен его видеть и понимать.
- Не забудьте научить ребенка, что просить помощь - это не слабость. Это возможность узнать заранее, как что-то сделать, не совершив ошибку. Но если ребенок может все сделать сам - не вмешивайтесь.
- Поддерживайте самостоятельность. Это очень важно, чтобы ребенок видел, что его действия и поступки поддерживаются Вами. Хвалите за его успехи и достижения. Хвалите даже если у него ничего не получилось, но он старался чтобы это сделать.
- Помимо физических подвигов, не забывайте и про эмоциональные. если у ребенка случилась истерика, помогите ему ее решить, и обязательно потом похвалите, чтобы ребенок научился сам справляться с этим.
- Не помогайте ребенку только из-за "сэкономить время". Только когда совсем край, и вы опаздываете на самолет - тогда можно. В других ситуациях начинайте собираться заранее, чтобы ребенку как раз хватило времени.
- Не надо воплощать в ребенке свои мечты. Он другая личность и у него другие интересы. Уважайте их и его выбор.
- Если у вас возникла тревога - проанализируйте ее. Бывают ситуации, когда она оправдана, а бывает когда нет. Важно научится отличать эти два случая.
- Сначала осчастливьте себя, а потом ребенка. Чтобы ребенок не ощущал чувство вины "я все для тебя".
- Разговаривайте с ребенком о своих чувствах и желаниях. О своих потребностях и хателках. Так он научится замечать и уважать чувство окружающих.
И самое главное - разглядите в своем ребенке личность, а не отражение Вас.