Найти в Дзене

Как выбрать тему магистерской? Часть I: какие типы работ бывают в магистратуре?

Оглавление

Приближается новый набор в дистанционную магистратуру ИДО ПСТГУ. Абитуриентам предстоит подготовить эссе с описанием темы будущего магистерского исследования. А как выбирают тему магистерской работы? Чем теоретическая работа отличается от практической и от кейса?

Делимся рекомендациями преподавателей ИДО - возможно, они будут полезны не только нашим абитуриентам, но и всем, кто задумывается о поступлении в магистратуру.

У магистратуры ИДО есть направленность «Православное богословие и философия в современном дискурсе». Часть вопросов теологии – история Церкви, библеистика, литургика – остаются за рамками нашей магистратуры, поскольку в центре внимания - вопросы антропологии и экклесиологии.

На что ориентироваться при выборе направления магистерского исследования? В первую очередь на собственные интересы, которые хотелось бы реализовать в магистратуре. Научная работа – центральный элемент учебы на магистерской программе. Но у взрослых, занятых, работающих, семейных людей для научной работы не так много времени, и если при этом нет склонности и интереса к выбранной теме, очень сложно довести работу до конца в условиях дефицита времени. Человек пишет магистерскую работу, чтобы решить какой-то важный для него вопрос, и немного странно пытаться поручать магистранту решение чужого вопроса.

Протоиерей Геннадий Егоров, директор ИДО:

«Магистратура нацелена не просто на развлечение учащихся и удовлетворение их личных интересов, но и на то, чтобы их исследования принесли пользу для Церкви. По выпускникам первых выпусков мы видим, что их работы так или иначе имеют продолжение: если это теоретически работы, магистранты и сейчас продолжают разрабатывать эти темы, если работы прикладные – полученные разработки внедряются в образование, в практику епархии»

-2

Поскольку жизненные ситуации разные и предпочтения у абитуриентов разные, в магистратуре ИДО не предлагают всем заниматься только теоретической научной работой. Чтобы расширить выбор и дать магистрантам возможность найти более подходящее для них направление, допускаются выпускные квалификационные работы трех типов.

1) Классическая научно-исследовательская теоретическая работа

Суть такой работы заключается в изучении той или иной научной гипотезы.

Иван Иванович Улитчев, доцент кафедры новых технологий в гуманитарном образовании, научный руководитель магистрантов:

«Теоретическая, или исследовательская работа – пожалуй, наиболее распространенный тип работы по гуманитарным направлениям. Если в практическом типе работе «на выходе» предполагается некий конкретный продукт – учебный курс, рекомендации по действиям в той или иной ситуации, теоретическая работа чаще всего направлена на заполнение «белых пятен» в некоторой определенной области знания»

Татьяна Николаевна Резвых, доцент кафедры новых технологий в гуманитарном образовании, научный руководитель магистрантов:

«Как правило, теоретическое направление исследований выбирают те, кто готовит себя к преподавательской деятельности. Немногие из нас способны к анализу чужих сочинений, особенно если требуется анализировать труды по богословию и философии. Провести сам анализ для многих оказывается крайне трудным, как показывает опыт»

Магистранты могут изучать вопросы антропологии и экклесиологии в святоотеческом наследии и русском богословии XIX-XX веков, в работах русских религиозных философов, рассматривать дискуссионные темы современного православного богословия: персонализм, софиологию, учение о Евхаристии и т.д.

-3

2) Прикладное исследование проектного характера

Явление или объект исследуется с целью его преобразования, предметом исследования являются существующие проблемы, которые нужно решить, и оптимальные способы их решения.

Татьяна Владимировна Меланина, начальник учебно-методического управления ПСТГУ, научный руководитель магистрантов:

«В центре прикладной магистерской работы стоит реальная проблема, с которой человек имеет дело в своей жизни – в профессиональной деятельности или на приходе. В отличие от теоретического исследования, имеющего в большинстве случае отвлеченный характер, решение данной проблемы влечет за собой определенные изменения в жизни конкретных людей, с которыми студент непосредственно связан. Зачастую именно стремлением помочь другим людям решить конкретную проблему в значимой части их жизни и продиктовано намерение студента взяться за прикладную работу. Это существенно упрощает обоснование актуальности работы, но и накладывает на магистранта и его руководителя дополнительную меру ответственности за полученные результаты»

К прикладному направлению относятся вопросы, связанные с образованием и катехизацией, современной миссией, управлением, богословскими проблемами биомедицинской этики и антропологическими аспектами развития цифровых технологий.

3) Исследование в виде кейса

Такое исследование позволяет разобраться в устройстве того или иного явления, в существующих внутри него причинно-следственных связях, чтобы ввести данное явление в научный оборот, описав его и тем самым сделав возможными исследовательскую работу над этим явлением.

Протоиерей Геннадий Егоров:

«Возможно, человек задействован в какой-то уникальной сфере деятельности Церкви, мало описанной в силу разных причин (эта сфера закрыта для посторонних либо недавно возникла). Грамотное описание этой деятельности, с учетом взглядов Церкви на мироустройство, очень важно для дальнейшего ее исследования. Такой кейс станет основой для будущих исследований или новых проектов. Например, магистрант находится на зарубежном приходе Русской Церкви, а посвященных деятельности зарубежных приходов исследований почти нет, и наличие нескольких хороших кейсов могло бы послужить к практической пользе. Тот, кто захочет в будущем провести количественное исследование, сможет составлять опросники, методику, не на основании своего опыта, а на основании кейсов с описаниями конкретных ситуаций, аудитории. Наличие кейсов помогает грамотно спланировать исследование классического типа».

Татьяна Владимировна Меланина:

«Для кейса магистрант выбирает реальный проект, организацию или ее подразделение и т.п., которое он заранее оценил как успешно достигшее (или не достигшее) той цели, для которой оно предназначено. В исследовании магистрант фактически обосновывает свою оценку: выявляет механизмы и процессы внутри исследуемого явления, которые обеспечивают его успешность или препятствуют успеху »

В части II мы расскажем о том, как разобраться с актуальностью выбранной темы.