Думаю, ни дня кого не секрет, что одними из главных достопримечательностей Петербурга являются его мосты. Непохожие друг на друга, они создают атмосферу города на Неве, за которую мы так его любим. Большой гордостью Питера является Аничков мост и украшающие его кони, скульптором которых выступил известный мастер Пётр Клодт. За годы после его возведения это место обрело огромное число тайн и загадок, про которые сегодня и пойдёт речь.
Создавались кони около 20 лет. И их установка началась совсем не с Аничкова моста. В 1832 году Университетскую набережную, которая находится напротив Академии Художеств, было решено украсить в греческом стиле двумя скульптурными группами бронзовых коней с их укротителями – братьями-близнецами Диоскурами, героями древнегреческой мифологии. Выполнить этот заказ поручили скульптору из Санкт-Петербурга Петру Клодту. Он сразу же приступил к работе, однако спустя некоторое время планы поменялись – и на набережной вместо коней легли древние изваяния двух сфинксов 13 века, доставленных из столицы Египта. Они обошлись казне гораздо дешевле, несмотря на доставку из самой Александрии. Такое выгодное предложение нельзя было упустить. Коням нужно было искать другое место.
Знаменитый скульптор Карл Росси решил украсить пристань между Зимним Дворцом и Адмиралтейством львами и конями Клодта. Но император Николай I такую идею не одобрил, на пристани разместили только сторожевых львов с шарами и вазы. Петр Клодт стал самостоятельно подыскивать место для установки своих коней, и выбрал Аничков мост. Там их и установили в 1841 году, на одной стороне моста, западной. А на другом берегу временно поставили их копии из гипса, покрашенные под бронзу. Ведь изначально скульптуры было только две, теперь же пришлось заниматься созданием ещё одной пары коней и их укротителей.
За год Клодт изготовил эти две скульптуры, но до моста они так и не дошли. В качестве подарка от Николая I прусскому королю кони отправились в Берлин, где и были установлены. Потратив еще год, Клодт отлил новые копии бронзовых коней, их установили, но через три года, сняв с постаментов, отправили в Неаполь. Пока копии раздаривались в качестве царских подарков, у скульптора родилась новая идея. Он решил не делать больше копии, а создать две совершенно новые композиции, объединенные с уже установленными единым замыслом.
В 1851 году мост, украшенный конными группами, предстал во всей красе. Все композиции объединены в единую последовательность, отражающую этапы покорения необъезженного коня человеком и символизирующую борьбу человека с грозными силами природы и торжество над ними. По замыслу Клодта, фигуры на мосту расположены так, что рассмотреть их все одновременно с какой-либо точки невозможно, а рассматривать их следует, постепенно переходя от одной к другой. Но в зависимости от начальной точки, сюжет будет выглядеть по-разному. Сейчас вариаций на тему того, в каком порядке следует «читать» сюжет скульптур, масса. Подробно на них я останавливаться не буду, оставлю вам пространство для фантазии.
Но есть одна интересная деталь : на копытах обоих коней, обращенных в сторону Адмиралтейства, имеются подковы, а два коня на другой стороне – не подкованы. Многие объясняют это так: в те времена на Литейном проспекте и в Кузнечном переулке находились литейные мастерские и кузницы, поэтому от кузниц движутся уже подкованные лошади. В своё время именно Аничков мост был границей, за которую не могли проезжать подкованные лошади, которые могли бы испортить деревянные мостовые в городе. Так что именно здесь приезжающие и не желающие отправиться в Сибирь гости города расковывали своих коней. По другой версии, подкованные кони стоят лицом к западу, то есть к войне, начнись она в любой момент, готовы. А восточные кони, наоборот, служат мирным целям, от этого и подков на них нет.
Другая интересная история про коней напрямую связана с личной жизнью самого скульптора. Говорят, Клодту, пока он занимался бесконечным созданием коней, изменила жена. Он не смог с этим смириться и нашел мерзавца, посягнувшего на чужую супругу. Клодт решил отомстить горе-любовнику весьма оригинально: вылепил его лицо на гениталиях одного из коней. Туристов, да и жителей города, очень забавляет заглядыванием под брюхо скульптур и поиск того самого лица. Теперь уже точно сложно сказать, соответствует ли образ любовнику его жены, потому что существуют версии, что это Наполеон или вообще бывший царь. Скажу от себя: я коня рассматривала со всех сторон, явного лица я там не увидела. Конечно, при желании можно разглядеть, но это примерно то же самое, что видеть очертания животных в проплывающих по небу облаках. Очень притянуто за уши, но история красивая.
Наконец, когда многолетние усилия Клодта оправдались, и он получил долгожданные славу и признание, в Петербурге стали не только восхищаться созданными им скульптурами, но и передавать друг другу рифмованные строки, появившиеся откуда-то на задней части спины одного из коней:
Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивленье всей Европы
Он выставил четыре голых жопы…
Стишок стал настолько популярен, что дошёл до императора. Когда Николай I узнал об этой выходке из полицейского рапорта, то не стал кричать и отправлять все силы на поиск виновного, а прямо на рапорте вывел строки собственного сочинения:
Сыскать мне сейчас же пятую жопу
И расписать на ней Европу!
Кстати, выяснить, кто же занялся актом вандализма, так и не сумели. Говорили ещё, что гениталии одного из коней полностью исписаны срамными речами (уж не там ли, где находится лицо того самого похитителя чужих жён?).
Народный фольклор придавал Клодтовским коням ещё большую популярность. Многие приезжающие в город одной из первых своих задач ставили именно посещение Аничкова моста. Знали об этих скульптурах даже иностранцы, распространявшие их известность далеко за пределы России. Не известно, насколько был рад такому творчеству сам скульптор, но его карьера от этого шла лишь в гору. К слову, и сегодня Аничков мост привлекает ежедневно, вне зависимости от погоды, тысячи туристов.
Благодаря эти коням Аничков мост получил еще одно, ироничное, название - мост "восемнадцати яиц". Имя это появилось, потому что с момента его торжественного открытия и до 1917 года одним из обязательных символов моста был смотрящий за порядком городовой. Он должен был постоянно присутствовать на мосту, отчего считался ещё одной его составной частью. Ныне Аничков мост так называют не часто, а если бы и называли, то он бы считался мостом "шестнадцати яиц", поскольку постоянное дежурство на мосту отсутствует.
Слухов и легенд вокруг этого места предостаточно. Назову ещё несколько самых популярных.
Поговаривали, что при торжественном открытии скульптур Николай I хлопнул великого скульптора по плечу и сказал: "Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец". Верх похвалы от главы государства.
Клодт, как и император, любил ездить верхом. Говорили, что скульптор как-то не специально обогнал как раз на Аничковом мосту процессию Николая I. Барон Клодт сразу понял ошибку и уже был готов к наказанию, но царь только покачал головой и сказал, кивнув на скульптуры: "Ради этих - прощаю". А в другой раз, когда Клодт не справился с управлением и чуть не свалился с коня, император сказал, что делать коней скульптору удаётся явно лучше, чем на них ездить.
Есть ещё один анекдот, распространяемый в дореволюционном Петербурге. Поймали как-то мужика, который стоял и справлял нужду прямо с Аничкова моста. Подбежали к нему возмущённые граждане и говорят: «Что же ты делаешь? Какое бескультурие! Этих же коней ещё сам барон Клодт отливал!». На что мужик не растерялся и ответил: «А что, получается, барону отливать можно, а просто рабочему - нельзя?».
В 19 веке говорили, что в Петербурге не употребляют алкоголь только четыре человека, и все они стоят на Аничковом мосту и не пьют лишь потому, что держат коней и руки у них заняты.
С конями связана и смерть их скульптура. Говорили, что Клодт как-то, прогуливаюсь по мосту, решил засунуть руку в пасти к своим коням. Зачем он это сделал - не известно, может, хобби у него такое было. Но, как оказалось, сделать он это не зря: у двух коней не доставало языков. Кто и когда их оттуда унёс - ещё одна загадка. А Клодт настолько был огорчён случившимся, что впал в тяжелую депрессию и вскоре скончался.
Так что кони на Аничковом мосту - это не только завораживающе красиво. Это целый культурный пласт, без которого Петербург будет уже явно не тем. К счастью, сейчас скульптуры никто не продаёт, и они стоят и радуют наш глаз. А вы знаете ещё какие-то интересные истории, связанные с конями Клодта? Было бы безумно любопытно почитать.