Найти тему
225 подписчиков

Ценность и ничтожность личного мнения

Мама, у меня есть свое личное мнение!

Помните эпизод из фильма "По семейным обстоятельствам?" Женщина рассказывает о том, что ее максимум пятилетний ребенок сказал:

- Мама, у меня есть свое личное мнение.

Ее сослуживец отреагировал:

- Ишь ты, личное мнение.

Сегодня к личному мнению детей отношение коренным образом поменялось в отличие от предыдущих эпох. Почему? К детству стало больше внимания, влияние детства на будущих взрослых признано очень важным, образованные родители внимательны к воспитанию и обучению детей, к детской психологии.

Но что такое личное мнение в пять лет и личное мнение в 50 лет одного и того же человека?

Правильно, смотря, о чем идет речь.

Когда ребенок может быть прав

Ребенок может почувствовать фальшь, он может увидеть то, что не заметил взрослый, его ум способен увидеть связи там, где не каждый взрослый заметит.

Например, один шестилетний мальчик на нашей выставке японских кукол услышал, что, по поверьям древних китайцев и японцев, изображение тигра в доме, где живет мальчик, дает ему мужество и защищает от злых духов.

- А еще китайцы делали фейерверки для защиты от злых духов.

Замечательный перенос сделал дошкольник! Это объективно так: древние китайцы считали, что фейерверки защищают от злых духов, а также изображение тигра. А также вообще все сильное и громкое. И это общее место во всех древних культурах.

То есть ребенок уловил объективную закономерность. А стоящая рядом мама даже не поняла, о чем идет речь.

Но другой ребенок, который не слышал о древних китайцах и их верованиях, тоже ничего бы не уловил и не понял. А также тот, кто не слышал о злых духах в принципе.

Этот пример показывает, что для более глубокого суждения нужно иметь больше информации. Но сама по себе информация – просто голые факты, которые вы, даже зная, можете не связать с тем, с чем они связаны, потому что не понимаете внутренней связи явлений.

Когда ребенок может быть не прав

Однако тот же ребенок может совершенно не ориентироваться во многих других вещах. Может быть, он не научится в них ориентироваться и во взрослом возрасте.

Один ребенок предлагает другому обменять свою игрушку на его. Одна игрушка – недорогая, старая. Другая – новенькая, дорогая. У владельца дорогой игрушки нет такой, как та старая. Новой он уже наигрался, а та, другая, становится по многим причинам вожделенной вещью. Происходит неравноценный обмен. И хорошо, если все останутся довольны. Родители попробуют объяснить, что обмен нечестный, но ребенок стоит на своем: я так хочу! Это мое личное мнение!

Ребенок, привыкший ориентироваться только на свое личное мнение, может не желать пойти с семьей в музей или в театр, может не желать делать уроки или помогать по силам, может не пожелать идти в школу, а потом и не желать работать и содержать себя, не говоря уже о том, чтобы помогать семье.

Он может стать и преступником, потому что его мнение – главное, он привык, что оно самое верное, что ориентироваться только на свои мысли и чувства – это правильно. Так может оформиться и преступное мышление.

Когда взрослый может быть не прав

Взрослый, который идет вслед за иллюзией, может стать жертвой мошенников. И в тот момент, когда он очень хочет ввязаться в финансовую авантюру, он уверен в других и в себе, он жаждет получить вожделенную прибыль или товар, он желает, он может пребывать в иллюзии, и в этот момент он никого не станет слушать. Это его личное мнение!

Сформированное годами мышление в стиле «Я всегда и во всем прав» может сформировать узкомыслящего, невежественного и не слишком счастливого человека. С таким родителем, братом или сестрой, ребенком, коллегой, партнером, другом – очень сложно, почти невозможно находиться рядом. Он всегда прав, потому что он так думает. Его мысли для него великая объективность и главная ценность в мире. Почему так?

- Общая невежественность

- Узкое мировоззрение, отношении к информации как чему-то не имеющему отношения к его личности.

- Не сформировалось отношение к другим людям, как к существам, имеющим право на свое мнение

- Не сформировано отношение к миру, как к предмету познания (я знаю, что я мало знаю – это не про таких людей)

В чем же ценность личного мнения?

Какое личное мнение ценно?

Одна из крайностей в этом вопросе звучит так:

Любое личное мнение ценно.

Да, недаром есть исследователи, изучающие личности преступников. В смысле изучения их мнение ценно, чтобы знать, как они мыслят, чтобы знать, как лучше их нейтрализовывать.

Но объективно разве мнение преступника о его доказанных преступлениях так уж ценно для общества, если в основе их лежит жадность или желание уничтожить другого?

То есть любое личное мнение может быть важно, но не любое ценно для общества как важная данность

Мнение ребенка ценно тем, что ребенок учится, а взрослые, слушая его, учатся у него, узнают о нем. Ребенок мыслит! Пусть даже относительно объективных истин мнение ребенка страдает узостью. Но оно имеет место быть, и отражает действительность, пусть абсолютно неверно, на самом низком уровне.

А этих уровней множество. На один и тот же предмет можно посмотреть с разных сторон.

Фраза « У каждого своя правда» как нельзя лучше описывает так называемое личное мнение

И здесь без понятия субъективного и объективного не обойтись.

Чем отличается субъективное мнение от объективного? Это очень важно для понимания, поскольку в обыденной жизни приходится часто сталкиваться с этими понятиями. Давайте разберем их по порядку.

Субъективное мнение

Субъективное мнение основывается на наших эмоциональных суждениях, жизненном опыте и точке зрения. К примеру, у каждого из нас свое понимание красоты, эстетичности, гармонии, моды и т.д. Такое мнение будет обязательно верным для того, кто его выдвигает. В субъективности человек выражает свои мысли, как ему "кажется" или "представляется". Но на самом деле, это не всегда является истинной. Озвучивая свои мысли, человек, прежде всего, показывает свое внутреннее состояние. Важно помнить, что мнение других людей, даже выдающихся, не должно быть для вас единственно правильным. Можно сказать, что субъективное мнение является предвзятым, поэтому очень важно научиться рассматривать ситуацию с разных сторон, справляться с эмоциями и ставить себя на место других.

Объективное мнение

Такого мнения нет. Если мнение – то уже субъективное. Оно может быть только условно объективным.

Мы можем очень желать быть объективными в своем мнении. Но оно обязательно будет зависеть если не от нашего состояния, но от установок нашей личности. Даже при всем стремлении к объективности. То есть настоящей объективности нет, есть приближенное к ней мнение. Настоящая объективность будет находиться в том же русле, но она будет еще более сложна и тонка.

Объективность

Объективность – это непреложный факт. Дважды два равно четыре.

Объективные факты могут быть общими и частными.

Солнце круглое – общеизвестный факт. И если кто-то скажет, что оно квадратное, это можно легко опровергнуть.

Земля круглая – общеизвестный факт. И если кто-то скажет, что она плоская, это можно легко опровергнуть. Однако факт и то, что она условно круглая, ведь с полюсов она немного приплюснута. Однако у нас нет такой формы как «шар, сплюснутый с боков», поэтому, обобщая, мы говорим «круглая», хотя она условно круглая.

То есть объективный факт – это факт проверенный и доказанный. Объективное мнение – это мнение полностью выражающее этот факт или около того (как в случае с Землей - не круглая, а приплюснутая).

Можно было бы сказать, что законы физики являются объективными и работают вне зависимости от наших знаний о них, - в большинстве случаев.

Стремиться к объективности

Когда мы стремимся к объективности, мы основываемся на проверенных и доказанных обстоятельствах и не ищем оправданий, а принимаем ситуацию такой, какая она есть. То же самое можно сказать и о многих других вещах. Когда мы пытаемся оценить определенную ситуацию, отодвигая на второй план свое настроение, предрассудки и эмоции, наше мнение становится максимально точным.

Это сложно, поскольку мы часто становимся пленниками собственного эмоционального состояния. Поэтому даже если мы будем в своем мнении близки к объективности, она не будет стопроцентной, потому что на нее накладывается наша личность.

https://justsovet.ru/deti/razvitie-rebenka/kak-nauchit-rebenka-chitat.html
https://justsovet.ru/deti/razvitie-rebenka/kak-nauchit-rebenka-chitat.html

Наши каналы:

"Япония. Куклы, сказки и легенды"

"Пространство авторских кукол"

@kukolny_pereulok_kremlin