Русскому менталитету свойственно стеснение, когда речь заходит о родной религии - Православии. Именно родной, потому что исторически вера создавала страну Россию, и только Православие является лицом нашей страны. Даже далекие от православной церкви люди не смогут придумать другого образа для России, кроме ее храмов, монастырей и куполов с крестами.
В настоящее время российское общество, состоящее из потомков православных предков, делится на два лагеря во взглядах на русское Православие. Из одного исходит критика, осуждение и озлобленность, вытекающие из крайнего нежелания понять причины общего неблагополучия; другой лагерь верующих людей предпочитает смиренно отмалчиваться в ожидании, что Бог все рассудит. Бог, конечно, рассудит, но не радеть о себе тоже грех. Ещё есть заповедь «возлюби ближнего, как самого себя». Если православие недостаточно себя любит, не отвечает на неприятельские выпады, чего ждать любви со стороны других? Любовь к любви тянется. И почему мы боимся защищать наше достояние в глазах своих же ниспровергателей и отступников?
Что есть Россия без Православия и кто его защитит, кроме православных? Теперь и патриоты от православия предпочитают стоять в стороне, не обозначать собственной позиции. Наводнившие страну чужие религиозные конфессии настырно лезут везде со своими символами, а христианам, особенно православным, такие действия по старинке представляются неудобными и вызывающими.
Нападки на православие слышатся со всех сторон, но больше всего из русского стана, от нас же самих. Вместо того, чтобы защитить религию, веру и церковь, мы нападаем. Не такая церковь, не такие служители, какими хочется их видеть. При этом осуждающие не задумываются: откуда приходят в церковь люди? Простой ответ на данный вопрос поставит все на места. Люди приходят в церковь из того общества, где мы все находимся, значит, приносят туда нравы и отношения этого общества. Если властные структуры утонули в стяжательстве, так это люди сделали, а не собственно вера, и люди эти вышли из народа.
Болезни общества и церкви одинаковые, только в церкви они виднее, Сам Бог их там освещает и заостряет. Виноват Он только в том, что позволяет видеть больные места глазами истинной любви. Какие мы, такая и церковь, не нравится - надо менять себя.
Господствует желание осудить православие, а не понять, почему оно такое? Можно ли при данном состоянии умов надеяться на Божью помощь? За какие труды и заслуги Богу посылать помощь обществу, которое Его не принимает? За что помогать? За нерадивость, лень душевную и духовную, за гордыню, за необоснованные амбиции? Помогать таким качествам и люди не стремятся, почему Бог должен посылать помощь большинству недовольных членов общества, которые от веры хотят только получать и брать, ничего не отдавая и нигде для нее не потрудившись?
Почему мы такие? Почему не любим свою историю и православных предков, а в их лице самих себя? Если мы не любим себя, за что нас любить другим? Жалуемся, что в зарубежьях русских не любят. Надо прежде полюбить себя, обрести самоуважение, тогда и от других этого ждать. Чехов писал, что ничтожество свое надо сознавать перед природой и перед Богом, а перед людьми надо сознавать свое достоинство.
Русские едут за границу, не любя свою страну и самих себя, потому и чувствуют себя там ущербными. Не любить свою страну, значит, быть несвободным от зависти по отношению к другому миру. А зависть формирует рабскую психологию, закабаляет желаниями и мечтами о том, чего нет.
Вера учит не зависеть от чужого мнения и беспокоиться о том, что есть. Вера дает человеку внутреннюю свободу, способность видеть добро и сохранять незлобие в жизненных тяготах и утратах.
В библейской заповеди «возлюби ближнего как самого себя» на первом месте ставится задача «возлюбить самого себя». Это не уход в самолюбование и самовозвышение, это означает возлюбить себя по-божески, по-совести, ибо совесть – глас Божий в человеке.
Возлюбить по-божески, значит, быть честным по отношению к себе, не лукавить на суде своей совести, и этот честный суд обязательно найдет для себя множество обвинительных приговоров.
Мы часто кривим душой, не признаваясь в лукавстве, ленимся и оправдываем свое бездействие, ищем виноватых на стороне вместо того, чтобы искать ошибки неудач в себе. Если каждый в самом малом не делает жизнь лучше, добрее, чище и светлее, кто виноват, что кругом плохо, люди черствые, отношения безнравственные, чиновники бездушные, государство неблагополучное? Ведь все это – мы!
«Никто так не опасен для нас, как мы сами» И. Брянчанинов
Как правильно подготовить соломку к работе. Мастер-класс
Православные иконы, выполненные средствами флористики
Нести свой крест